logo
DO_ak_bizplan

Сущность маркетинга и задачи предприятия

Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятия на выпуск конкурентоспособных видов продукции, отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам.

Предприятие в условиях рыночных отношений в первую очередь решает вопрос о реализации продукции, а уже затем о ее производстве. Излишняя устойчивость производственного процесса сменяется динамичностью, способностью приспосабливаться к существующему спросу, а не к имеющемуся оборудованию. В результате производственная программа предприятии, ее объем, ассортимент формируются на основании потребностей рынка. План маркетинга является ключевым вопросом всего процесса планирования предприятия в условиях рынка, определяет основные плановые параметры на будущее и учитывает фундаментальные экономические и неэкономические цели бизнеса.

План маркетинга нужен не только для внутренней организации деятельности фирмы, но также он служит и инструментом при переговорах с партнерами и инвесторами, закладывая основу взаимоотношений с ними.

Рынок всегда предъявляет свои требования к продукции (услугам), к организации производства и сбыта. Быстро меняются требования к качеству продукции, цена, покупательская способность и другие факторы.

Каждое предприятие в пределах своих возможностей пытается изменить условия рынка в свою пользу, или найти такой сегмент рынка который обеспечил бы ему устойчивую работу в ближайшем будущем без изменения условий производства. Возможность изменения рынка с помощью существующих ресурсов определяет стратегию маркетинга предприятия на ближайшую перспективу.

Выбор маркетинговой стратегии занимает ключевое место на всем протяжении от возникновения идеи до появления товара на рынке и его послепродажного обслуживания. Выбор эффективного сочетания различных маркетинговых инструментов существенно зависит от условий рынка и возможностей предприятия.

Цели маркетинга определяются исходя из ситуации, складывающейся на рынке и предполагаемого положения на нем предприятия.

Стратегией маркетинга может быть снижение цены, расширение продаж в других сегментах рынка, введение льготных условий продажи, повышение качества продукции и др.

В процессе разработки плана маркетинга его цели и стратегия детализируются:

Желательно, чтобы в бизнес-плане каждое направление было выделено отдельно.

По ценовой стратегии:

По стратегии в области качества:

И далее, по всем остальным направлениям:

Реализация каждого направления маркетинга должна исходить из существующих и потенциальных возможностей и обеспечивать благоприятные условия для бизнеса, сводя на нет усилия конкурентов и неблагоприятные тенденции рынка.

Основой плана маркетинга в системе бизнес-плана являются:

Не существует единой оптимальной схемы планирования маркетинга. Для конкретного предприятия ее определяют сфера и масштаб деятельности, условия функционирования, форма собственности и субъективные факторы. Вместе с тем, всегда присутствует единая концептуальная схема:

1– отбор реальных рынков и их сегментов;

2– перспективный анализ факторов маркетинга; отбор и комбинирование компонентов маркетинга, которые будут использоваться для удовлетворения выявленных потребностей рынка.

Разработка первого этапа плана маркетинга отражает главную задачу плана – определение рынка, на котором предприятие будет осуществлять сбыт. Индефикация рынка производится по двум признакам: местоположению и объему.

На втором этапе определяются факторы маркетинга, такие как продукт, место, цена, каналы распределения, реклама, позиционирование продукции и др.

В ходе разработки плана маркетинга решаются следующие задачи:

Основой плана маркетинга является план сбыта. Сбытэто продажа продукции производственного предприятия в рамках выбранной стратегии маркетинга. План сбыта должен иметь определенную политику, которая бы отражала направления плана сбыта на перспективу и подчинялась целям базовой и маркетинговой стратегии.

План сбыта зависитот:

Основными задачами сбыта продукцииявляются:

  1. усиление конкурентоспособности предприятия;

  2. усиление воздействия на потенциальных покупателей.

Сбытовой потенциал предприятия определяет ее производственную деятельность. Исходя из плана сбыта, разрабатывается программа действий всех ее подразделений:

План сбыта, как правило, включает следующие разделы:

  1. Наименование продукции – объем и ассортимент;

  2. Ценообразование;

  3. Новые виды продукции, в том числе НИОКР;

  4. Каналы распределения продукции;

  5. Условия сбыта продукции;

  6. Организация сбыта, в том числе сервис;

  7. Качество продукции и обслуживания;

  8. Издержки обращений.

.