logo
DO_ak_bizplan

Производственная программа предприятия

Важнейшим разделом бизнес-плана является раздел планирования производства. План производства продукции составляется исходя из целей долгосрочной стратегии предприятия на базе существующего потенциала и разработанного плана сбыта.

План производства обосновывает возможность производства продукции определенного вида, подтверждает реальность выполнения поставленных задач. В условиях рыночных отношений производственный процесс подстраивается под объективные требования рынка и становится все более гибким.

Под гибкостью производственного процесса понимается возможность быстрого увеличения производственных мощностей, перестройки элементов технологического процесса, переналадки оборудования на выпуск изделий другого вида или их модификаций.

Главная задача производственного плана – выбрать оптимальный вариант использования ресурсов и потенциала, обеспечивающего наибольший эффект. Эффективность выпуска продукции выражается показателем рентабельности продукции или величиной прибыли. Максимизация прибыли может быть обеспечена лишь при условии выпуска изделий различного вида в оптимальных объемах и высокого уровня качества. При этом обеспечивается максимальное снижение издержек на продукцию. Следует, однако, заметить, что выпуск оптимального объема продукции не всегда может быть обеспечен возможностью его сбыта, производственными мощностями, материальными трудовыми и другого рода ресурсами.

Поэтому формируя план производства предприятие стремится спланировать оптимальный уровень качества, который бы обеспечивал не только максимальное удовлетворение потребителя, но и уровень затрат, устраивающий производителя.

Важнейшим документом раздела является производственная программа. Производственная программа предприятия представляет собой перечень и объем продукции, работ и услуг, подлежащих выполнению в плановом периоде. Через производственную программу реализуется основная задача функционирования любого предприятия – производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Поэтому производственная программа – центральное звено в системе планирования. В ней устанавливаются задания по важнейшим конечным результатам деятельности предприятия – объему, номенклатуре, качеству. Она выступает базой для определения потребности в материальных и трудовых ресурсах, тесно увязана с планом по издержкам, с финансовым планом, планом прибыли и рентабельности, тесно переплетаясь с ними.

Формированию производственной программы предшествует анализ «портфеля» заказов. Учитываются госзаказы, договора предприятий, анализируется спрос потребителей через собственную торговую сеть, индивидуальные заказы, заявки дилеров, заключенные договора…

Производственная программа составляется в натуральном и стоимостном выражении.

Основными показателями производственной программы в натуральном выражении является номенклатура (ассортимент) в физических единицах: штуках, метрах, тоннах…

В тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения. Так, различные виды топлива (уголь, нефть…) производятся и измеряются в тоннах условного топлива; производство консервов – в условных банках.

Производственная программа продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (объем продаж), товарная продукция, валовая продукция. Выбор того или иного показателя зависит от специфики производства. Каждый из них может применяться как отдельно, так и вместе. Как правило, стоимостные показатели могут оцениваться в текущих и/или сравнимых ценах.

Стоимостные измерители позволяют выразить суммарные объем продукции, в том числе и в многономенклатурном производстве.

Основным стоимостным показателем производственной программы является реализованная продукция (валовый доход). Реализованной продукцией считается продукция, оплаченная покупателем.

Плановый объем реализованной продукции(ОР) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:

, (5.1)

где – объем товарной продукцииi-го вида;

–изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе на начало и конец года;

–изменение остатков готовой продукции отгруженной, но не оплаченной потребителем;

n– количество видов товарной продукции.

Реализованная продукция характеризует валовый доход предприятия. Определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий.

Товарная продукция. Она включает стоимость запланированных к выпуску готовых изделий; полуфабрикатов, комплектующих деталей, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта выполненного собственными силами; инструмента, приспособлений для собственного производства.

Плановый объем товарной продукции(ОТ) рассчитывается по формуле:

, (5.2)

где ОПi – план выпуска i-го вида продукции в натуральных измерителях;

Цi – действующая оптовая цена i-го вида продукции;

n – количество видов товарной продукции;

Уj – объем услуг j-го вида;

m– количество видов услуг промышленного характера.

Показатель товарной продукции определяется в текущих и сопоставимых ценах.

Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства. Выражается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Валовая продукция обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции(ОВ) рассчитывается по формуле:

ОВ= ОТ+ (Нк-Нн) + (Ик+Ин), (5.3)

где Нк, Нн– остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода;

Ик, Ин– остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планируемого периода.

На предприятии, у которого отсутствует незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот, валовая продукция по своему составу совпадает с товарной.

Чистая продукция – характеризует вновь созданную стоимость. В нее не входят издержки, определяется объем чистой продукции по формуле:

ОЧ=ОР-МЗ-ОА или ОЧ=ЗП+П,

где МЗ – материальные затраты;

ОА – амортизация;

ЗП – заработная плата с начислениями;

П – прибыль.

В отдельных случаях для измерения производственной программы могут использоваться трудовые измерители. Наиболее распространенные –трудоемкостьилинормируемые затраты– затраты труда необходимые для выполнения установленных заданий, измеряются в нормо-часах, станко-часах, человека-часах.

Показатели трудоемкости применяются, как правило, как промежуточные показатели для вспомогательных расчетов.

Существенное значение в плане производства имеют показатели качества продукции. Они оказывают существенное влияние на стоимостные показатели и, в первую очередь, на объем продаж, а также на финансовые результаты. Предприятие формирует уровень качества, который обеспечил бы быстрый и эффективный сбыт, а затем оптимизирует объем производства при этом уровне качества.

К показателям качестваотносят сортность продукции, дальность пробега, надежность, потери от брака, технологичность. Производственная программа формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в рассматриваемом периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Основным фактором, определяющим возможности предприятия выполнить производственную программу, является производственная мощность.

Производственная мощностьмаксимально возможный выпуск продукции при полном использовании производственного оборудования с учетом реализации мероприятий по внедрению прогрессивной техники, технологии, передовой организации производства и труда.

Производственная мощность измеряется в натуральных единицах. В том случае, если в программе предусматривается выпуск нескольких наименований изделий, то в качестве единицы измерения производственной мощности может быть изделие-представитель или условное изделие. Все остальные изделия пересчитываются через трудоемкость изделия, принятого в качестве представителя.

Производственная мощность характеризует потенциальную способность предприятия выпускать максимальное количество продукции при оптимальном режиме работы.

Планирование производственной мощности основано на учете факторов ее определяющих: структуры основных фондов, качественного состава оборудования, уровня износа, норм производительности, трудоемкости изделий.

Производственная мощность, как и всякая другая норма, не является величиной постоянной. По мере совершенствования техники, организации производства, выбытия и приобретения, изменения характера выпускаемой продукции изменяется и величина производственной мощности. В связи с этим различают:

, (5.4)

где – срок действия вводимой или выводимой площади;

ПМвв– вновь вводимая производственная мощность;

ПМвыб– выбываемая производственная мощность.

Расчет производственной мощности имеет огромное значение для предприятия, так как служит основой обоснования производственной программы.

Производственная мощность любого предприятия определяется в основном:

  1. составом основных фондов и в первую очередь – оборудования;

  2. режимом работы оборудования;

  3. номенклатурой производимой продукцией и ее трудоемкостью;

  4. прогрессивными нормами производительности оборудования.

В основе расчета производственной мощности – все оборудование, включая и бездействующее в связи с неисправностями.

Расчет производственной мощности отдельных отраслей, предприятий, цехов имеет свои специфические особенности, определяемые характером технологического процесса, типом производства и характером выпускаемой продукции. Однако, во всех этих расчетах имеется много общего.

Расчет производственной мощности производится, начиная с отдельных агрегатов, групп оборудования, затем участков, цехов и предприятия в целом.

Производственная мощность определяется по мощности ведущих подразделений, с учетом мер по ликвидации узких мест и возможной кооперации производства.

Производственная мощность может определяться по производительности оборудования и по трудоемкости изготовления продукции.

Производственная мощность агрегата(ПМа) определяется как произведение его производительности в единицу времени (ПТ) и годового планового фонда рабочего времени (Фпл):

ПМа = ПТ*Фпл (5.5)

Годовой плановый фонд рабочего временирассчитывается исходя из календарного фонда, числа нерабочих дней в году, времени на ремонт, наладку оборудования, а также принятого на предприятии режима сменности:

Фпл=[(Дк-Дв)tc-Дпр*tc']n*tp, (5.6)

где Дк– число календарных дней в периоде;

Дв – число выходных и праздничных дней;

Tc– продолжительность рабочей смены, час;

Дпр– число предвыходных (предпраздничных) дней;

tc´– время на которое сокращена продолжительность рабочей смены в предвыходные и предпраздничные дни;

n – режим сменности работы предприятия;

tp – затраты времени на ремонт, наладку оборудования, в % к режимному фонду рабочего времени.

Производственная мощность цеха.

Производственная мощность подразделения, оснащенного однотипным оборудованием, определяется умножением нормативной производительности агрегата ПТН с учетом среднего перевыполнения норм выработки (Квнв) на среднегодовой парк этого вида оборудования:

ПМ = ПТн* Квнв *n или ПТ = (Фn * Квнв*n) /Тшт, (5.7)

где Тшт –норма времени на изготовление единицы продукции, час.

В случае наличия разнообразного оборудования производственная мощность определяется пропускной способностью парка ведущих групп оборудования. К ведущему оборудованию относится оборудование, которое выполняет основные по сложности, трудоемкости виды работ, при изготовлении профилирующей продукции.

Производственная мощность предприятия рассчитывается по ведущему цеху. Для всех остальных подразделений предприятия рассчитывается пропускная способность – реальная производственная мощность подразделения по выпуску продукции, обеспечивающую работу ведущего цеха. При планировании выделяются «узкие места» – несоответствие мощности отдельных цехов возможностям ведущего (рис.13). При наличии «узких мест» необходимо предусмотреть мероприятия направленные на «расшивку узких мест» (увеличение мощности, либо загрузку имеющихся резервов мощностей.)

Рис. 13. Диаграмма мощности предприятия

Показателями использования производственной мощности в процессе планирования являются:

Обоснование производственной программы мощностями осуществляется в несколько этапов:

1 этап.Анализируется использование среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде.

Цель данного этапа заключается в установлении степени прогрессивности применяемой техники и технологии, степень использования оборудования, достигнутый уровень организации производства…

Определяется коэффициент использования среднегодовой производственной мощности:

(5.8)

где ОП– фактический (плановый) годовой выпуск продукции; руб, (ед.).

При анализе достигнутого уровня использования мощностей уточняются наличие не установленного оборудования, коэффициент сменности, использование внутрисменного фонда рабочего времени.

2 этап.Осуществляется планирование роста коэффициента использования производственной мощности.

Целью данного этапа является выявление возможности реализации внутренних резервов увеличения объема производства без дополнительного ввода мощностей.

Резервы улучшения использования действующих производственных мощностей подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

К экстенсивным резервамотносятся резервы увеличения полезного времени работы оборудования в пределах режимного фонда: сокращение целодневных и внутрисменных простоев оборудования, времени нахождения в плановых ремонтах и т.д.

Интенсивные факторывключают мероприятия, направленные на более полную загрузку оборудования в единицу времени – сокращение брака, повышение квалификации обслуживающих рабочих, организации производства труда. При наличии внутрипроизводственных резервов и их реализации коэффициент использования производственной мощности равен:

(5.9)

где – коэффициент использования производственной мощности в базовом периоде;

J– индекс роста коэффициента использования в плановом периоде.

3 этап.Определяется возможный выпуск продукции на действующих мощностях.

Цель этапа – проверка возможности выполнения планового объема на действующих мощностях.

Возможный объем продукции (ОПвозм)будет определен путем умножения производственной мощности на плановый коэффициент их использования:

, (5.10)

где ПМвх– входная мощность на начало планового периода по номенклатуре отчетного года.

На предварительных стадиях формирования производственной программы такой расчет вполне уместен, однако при обновлении ассортимента продукции необходим более тщательный расчет производственной мощности в разрезе изделий-представителей. Мощность на начало планового года должна приниматься по номенклатуре и в ассортименте продукции планового периода.

Проект производственной программы сравнивается с возможным объемом продукции. В случаях невозможности выполнения планируемой производственной программы решается вопрос либо о ее сокращении, либо об увеличении производственных мощностей. В последнем случае выполняется 4 этап – рассчитывается потребная мощность.

С целью более полной увязки проекта производственной программы и производственной мощности предприятия разрабатывается баланс производственных мощностей.

На основе баланса производственных мощностей осуществляется:

Баланс производственных мощностей составляется для каждого вида профилирующей продукции, обычно в виде таблицы:

1. Мощность на начало планового периода:

2. Увеличение мощности в планируемом периоде:

в том числе:

3. Уменьшение мощности в планируемом периоде:

в том числе за счет:

4. Мощность на конец планируемого периода:

После достижения баланса между производственной мощностью и проектом производственной программы дается экономическая оценка проекта производственной программы: объем продаж проверяется по методу «точка безубыточности»; рассчитываются фондоотдача; Rпродукции – окупаемость издержек (Пвал/ (с/с по ОР(ОТ));Rпродаж (П от реал./Выручка); рентабельность капитала – рассчитывается отношением прибыли к среднегодовой стоимости основного и оборотного производственного капитала.

После анализа производственная программа утверждается и доводится до структурных подразделений.