Долгосрочное финансовое планирование
Задачей долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале на перспективу и обеспечение этой потребности.
В результате долгосрочного планирования формируется структура капитала и прогнозируется структура баланса, а, следовательно, и платежеспособность предприятия.
Финансовый план в составе бизнес-плана, как правило, разрабатывается на 3 года. В текущем году показатели конкретизируются по месяцам, во втором – по кварталам и в третьем – носят общий характер прогноза.
В процессе долгосрочного финансового планирования особое внимание следует уделять на взаимосвязи между финансовым планированием, планированием баланса и прибыли (рис.16).
Разработка финансового плана включает:
1 этап–прогноз объемов продаж.
Определяются объем продаж в денежном выражении для каждого рынка, общий объем и по каждому временному периоду. Расчет производится на базе планов сбыта и производства.
Таблица 10
Прогнозирование объемов продаж предприятия
1 | Периоды | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Рынок А 1. Объем продаж, ед. 2. Цена за единицу 3. Выручка от продаж Рынок В 1. Объем продаж, ед. 2. Цена за единицу 3. Выручка от реализации |
|
|
|
|
Суммарные доходы |
|
|
|
|
2 этап–расчет затрат на производство и реализацию продукции.
Осуществляется в соответствии с действующими нормативами, ценовой политикой, условиями реализации.
Таблица 11
Расчет затрат на производство и реализацию продукции
Статьи затрат | Виды продукции | ||
| А | В | С |
1. Сырье и материалы 2. Топливо и энергия 3. Основная заработная плата 4. Дополнительная заработная плата 5. Отчисления от средств на заработную плату 6. Расходы на подготовку и освоение производства 7. Общепроизводственные расходы 8. Общехозяйственные расходы 9. Прочие производственные расходы |
|
|
|
Итого: производственная себестоимость |
|
|
|
10. Коммерческие расходы |
|
|
|
Итого: полная себестоимость |
|
|
|
Таблица 12
Прогноз издержек по годам
| Периоды | ||
1 | 1 | 2 | 3 |
1. Переменные издержки (ПИ) 2. Постоянные издержки (ПОИ) 3. Суммарные издержки |
|
|
|
3 этап–расчет планируемой прибыли.
Планируемым показателем прибыли является балансовая прибыль. Она представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации, а также от внереализационных результатов хозяйственной деятельности.
Основной частью балансовой прибыли является прибыль от реализации продукции. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции в отпускных ценах и издержками производства и реализации, с учетом налогов, сборов и отчислений, установленных действующим законодательством.
Расчет плановой прибыли (Пр) ведется по каждому виду продукции с последующим суммированием результатов в целом по предприятию. Величина прибыли (Пр) может быть определена по следующей формуле:
где Врi – выручка от реализации i–го вида продукции в отпускных ценах предприятия, млн. руб.;
Ов.фi – отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену, млн. руб.,
Наi– акцизный налог;
НДСi– налог на добавленную стоимость;
Сi– полная себестоимостьi-ой продукции;
n– количество видов продукции.
Отдельно рассчитывается прибыль от прочей реализации и внереализационной деятельности.
Прибыль от прочей реализации– это финансовый результат от реализации основных фондов; материалов, сырья, ценных бумаг и прочего имущества предприятия.
Внереализационная прибыль (убытки)– это прибыль от сдачи имущества в аренду и лизинг, от финансовых вложений, полученные штрафы, пени, неустойки; уценка товаров, недостача, уплаченные штрафы и т.д.
Для расчета конечных финансовых результатов составляется таблица доходов и расходов, отражающая поступления от всех видов деятельности, а также затраты по ним.
Таблица 13
Прогноз прибылей и убытков
| Периоды | ||
| 1 | 2 | 3 |
1. Объем реализации продукции (работ, услуг) 2. Затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость продукции) 3. Прибыль от реализации |
|
|
|
4 Доходы от финансовых операций 5 Расходы по финансовым операциям 6. Прибыль от финансовых операций |
|
|
|
7. Доходы от торговых и посреднических операций 8. Расходы 9. Прибыль |
|
|
|
10. Доходы от прочих видов внепроизводственной деятельности 11. Прочие расходы 12. Прибыль прочая |
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
13. Балансовая прибыль (3+6+9+12) 14. Налог на прибыль 15. Чистая прибыль |
|
|
|
В случаях отсутствия необходимой информации для расчета прибыли могут быть использованы аналитические методы расчета. Сегодня их насчитывается достаточно много. Выбор того или иного метода зависит в первую очередь от разработчиков. Сегодня достаточно популярны следующие методы: планирование прибыли по трудоемкости, базовой рентабельности, использование формулы безубыточности, определение прибыли на вложенный капитал, метод маржинального дохода и др.
Используя первый способ расчета, пользуются следующей формулой:
Поп= ОП (100-3оп)/ 100;
где ОП – планируемый объем производства, тыс.руб.;
3оп– затраты на рубль планируемого объема.
4 этап–анализ безубыточности.
В процессе прогнозирования объемов продаж необходимо проверить, обеспечивает ли данный объем продаж прибыльную работу предприятия, т.е. выполнить анализ безубыточности и рассчитать запас финансовой прочности предприятия.
Суть метода – определение точки нулевой прибыли, или минимального объема продаж, начиная с которого фирма не имеет убытков. При этом издержки фирмы равны ее доходам, то есть:
где q– объем продаж в физических единицах, шт.;
Ц – цена 1 продукции, руб.;
ПОИ – постоянные издержки в объеме реализации;
ПИ – переменные издержки на 1 продукции.
Тогда ,
где q– точка безубыточности, то есть такой объем продаж, начиная с которого продажная цена товара превышает издержки на его производство и реализацию. Его называют критическим объемом.
Таким образом, для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию предприятия, необходимо знать: продажную цену единицы товара, объем постоянных и переменных вздержек.
Для расчета точки безубыточности в денежных единицах формула точки безубыточности примет вид:
где q– критический объем продаж, в денежных единицах, руб.;
ПОИ – постоянные издержки в объеме реализации;
ПИ – переменные издержки на 1 продукции;
Ц – цена 1 продукции, руб.
Точка безубыточности может быть определена и графически, как пересечение графиков объема продаж и издержек (рис.17).
«Запас финансовой прочности» определяется как разница между планируемой выручкой от реализации и критическим объемом. Можно рассчитать «запас финансовой прочности» и в процентах к выручке от реализации.
Метод анализа безубыточности позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции.
Анализ безубыточности может быть применен также для определения объема производства и продаж, необходимого для получения планируемой величины прибыли, для расчета критической цены реализации продукции, критического уровня постоянных издержек.
Значительную помощь в расчетах объема продаж и прибыли может оказать «производственный рычаг».
Производственный рычаг определяют как отношение переменной (маржинальной) прибыли к прибыли предприятия.
Сила производственного рычага определяет взаимосвязь изменения выручки от реализации и изменение прибыли.
Например: выручка от реализации составляет 11000тыс. руб., переменные затраты на производство продукции – 9300 тыс. руб., прибыль составит 200 тыс. руб. В данном случае производственный рычаг составит (11000 тыс. руб. – 9300 тыс. руб.): 200 тыс. руб. = 8,5. Это означает, что при возможном увеличении (уменьшении) выручки на 3%, прибыль возрастет на 3% ×8,5= 25,5% (уменьшится на 25,5%).
5 этап– определение потребности во внешнем финансировании.
Определение потребности в денежных средствах и источников покрытия этой потребности осуществляется с помощью бюджета (табл.14).
Бюджет–это сопоставление доходов и расходов предприятия за определенный период. Этот документ служит основой для принятия оптимального решения по вопросу привлечения собственных или заемных средств, в тот или иной период времени. Его роль заключается в том, чтобы вовремя рассмотреть проблему и принять меры.
В процессе финансового планирования должны быть обеспечены следующие условия:
где ПСо – запас платежных средств на начало планируемого периода;
Пt – поступления в течение периодаt;
Вt – выплаты в течение периодаI;
ПСтin – запланированный запас платежных средств, гарантирующий ликвидность.
Такое финансовое равновесие должно сохраняться весь последующий период планирования.
В том случае, когда поступления с учетом начального состояния финансовых средств меньше ожидаемых выплат, следует ожидать возникновения дополнительной потребности в финансовых средствах. В этих случаях обычно привлекают дополнительные внутренние или внешние источники (рис.18) в соответствии с выбранной и обоснованной стратегией финансирования.
Движение и баланс денежных средств с учетом выработанной стратегии финансирования отражается в бюджете предприятия (табл.14).
Таблица 14
Бюджет предприятия
| Переходы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Платежные средства на начало периода 2. Поступления
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Итого поступлений |
|
|
|
|
3. Выплаты
|
|
|
|
|
Итого выплат |
|
|
|
|
4. Платежные средства на конец периода |
|
|
|
|
6 этап– прогноз баланса.
Изменение структуры средств предприятия, их источников, а также изменение объема реализации, качества продукции, условий и тенденций изменения рынка могут повлечь за собой ухудшение финансового положения предприятия.
Это требует разработки в составе финансового плана прогноза бухгалтерского баланса, на основе которого рассчитывается комплекс количественных и качественных показателей.
Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и зависит от величины активов и пассивов предприятия, относительной величины основных и оборотных фондов, кредиторской задолженности, состояния собственных и заемных средств, а также многих других факторов. Поэтому в финансовом плане разрабатываются отчетный и плановый балансы.
Отчетный баланс служит основой для первой стадии финансового планирования – анализа финансовых показателей. Плановый баланс характеризует прогнозируемое состояние средств предприятия и источников их образования.
Он позволяет оценить величину и динамику изменений стоимости активов, величину чистого оборотного капитала, ликвидность активов, оборачиваемость товарных запасов, а в це- лом – надежность предприятия и его экономический потенциал. Баланс детализирует использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для поддержания проектируемого уровня производства.
Зарубежная практика рекомендует составлять ежеквартальные проекты балансов для первого года работы предприятия и годовые балансы для следующих двух лет.
Таблица 15
Проект баланса
| На начало года | На конец года |
1 | 2 | 3 |
Активы |
|
|
1. Основные средства:
|
|
|
| На начало года | На конец года |
1 | 2 | 3 |
Активы |
|
|
|
|
|
Итого остаточная стоимость |
|
|
2. Оборотные средства:
|
|
|
Всего текущих активов |
|
|
Итого активов |
|
|
Пассивы |
|
|
1. Источники собственных средств:
|
|
|
Всего собственных средств |
|
|
2. Долгосрочный заемный капитал |
|
|
3. Краткосрочный заемный капитал:
|
|
|
Всего текущих пассивов |
|
|
Итого пассивов |
|
|
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.