Планирование себестоимости
Любое производство для своего осуществления требует определенных затрат (материальных, трудовых, финансовых). Кроме затрат, связанных непосредственно с производством, предприятия несут расходы по реализации продукции, выплачивают налоги и т.д. Все эти расходы могут покрываться либо за счет себестоимости, либо за счет прибыли.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку, использованных в процессе производства, продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Себестоимость – один из важнейших показателей деятельности предприятия. Она определяет прибыль, характеризует эффективность использования потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Любые изменения в технологии, организации производства, труда и управления оказывают непосредственное влияние на уровень затрат, и, следовательно, а себестоимость и прибыль.
Целью планирования себестоимости на предприятии является оптимизация всех видов текущих затрат, обеспечение роста прибыли, повышения рентабельности.
Показатели плановой себестоимости используются при формировании прибыли, установлении цен, определении экономической эффективности отдельных мероприятий и производства в целом, во внутрифирменном планировании.
При планировании издержек необходимо соблюдать следующие принципы:
издержки должны быть не минимальными, а оптимальными, т.е. соответствовать уровню развития предприятия, устойчивости и месту на рынке;
процент прироста издержек должен быть меньше процента прироста объема производства;
прирост издержек должен быть увязан с финансовыми возможностями фирмы.
В целом расчет издержек осуществляется по формуле:
где К1, К2, Кn- количество фактора, характеризующего издержки;Ц – цена фактора.
Исходя из важности и значимости показателей себестоимости, их влияния на интересы общества, предприятия, государство регламентирует состав затрат, включаемых в себестоимость. Так, в настоящее время в Республике Беларусь действуют Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные в январе 1998 г. министерствами экономики, статистики и анализа, финансов и труда.
В соответствии с Основными положениями, министерства, ведомства разрабатывают собственные документы – Методические рекомендации (руководства), учитывающие отраслевые особенности. Так, планирование себестоимости продукции на промышленных предприятиях Республики Беларусь осуществляется на основе Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В данном документе определены затраты, включаемые в себестоимость, порядок планирования, анализа и учета, приведены расчетные таблицы и алгоритмы основных расчетов.
План по себестоимостивключает:
1. Расчет снижения себестоимости продукции;
2. Смету затрат на производство;
3. Калькуляцию единицы продукции и сводную калькуляцию всей товарной продукции.
Показателями плана себестоимостиявляются:
себестоимость реализованной, товарной, валовой продукции;
себестоимость сравнимой товарной продукции и ее снижение;
себестоимость единицы продукции;
затраты на один рубль товарной продукции и их снижение.
Исходными данными разработки плана себестоимости являются: планируемые объемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, экономические нормативы, план организационно-технического развития предприятия, договоры на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, а также политика предприятия в области издержек.
План по себестоимости тесно увязан со всеми остальными планами предприятия, может базироваться на их данных либо разрабатываться одновременно с ними.
Методическими рекомендациями предложен следующий порядок разработки плана по себестоимости продукции:
рассчитывается планируемая сумма экономии по ТЭФ и на этой основе определяется величина и уровень затрат на производство продукции, плановая себестоимость товарной продукции;
составляется баланс распределения продукции и услуг вспомогательного производства по калькуляционным направлениям и потребителям;
разрабатывается смета затрат и калькулируется себестоимость продукции и услуг вспомогательных цехов;
разрабатываются сметы на подготовку и освоение новых видов изделий, продукции;
составляются сметы расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, сметы общепроизводственных расходов по цехам основного производства с последующим их суммированием;
составляются сметы транспортно–заготовительных, общехозяйственных и коммерческих расходов;
калькулируется себестоимость единицы по видам продукции, рассчитывается себестоимость всей товарной продукции;
составляются смета и свод затрат.
По окончании всех расчетов проводится контрольная проверка и увязка показателей себестоимости с другими показателями бизнес-плана предприятия.
- Содержание
- Тема 6 финансовый план 165
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия 185
- Введение
- Тема 1. Основы бизнес-планирования Лекция 1. Основы бизнес-планирования
- Сущность планирования в рыночной экономике. Границы и возможности
- Методология планирования. Принципы планирования
- Методы планирования
- 1. По роли в управлении:
- Контрольные вопросы к теме №1
- Тема 2. Бизнес-план в системе планов предприятия Лекция 2. Бизнес-план в системе планов предприятия
- Система планов предприятия
- Бизнес-план: сущность, цели, функции
- Виды бизнес-планов
- Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов
- Бизнес-план инвестиционного проекта
- Чистый дисконтированный доход (чдд)
- Внутренняя норма доходности (внд)
- Бизнес-план предприятия
- Основные разделы и порядок разработки бизнес-плана
- Контрольные вопросы к теме №2
- Тема 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия Лекция 3. Диагностика предприятия. Экономическая стратегия
- Содержание и назначение диагностики
- Определение целей в бизнес-плане
- Контрольные вопросы к теме №3
- Тема 4. Планирование маркетинга Лекция 4. Планирование маркетинга
- Сущность маркетинга и задачи предприятия
- Анализ рынков сбыта
- Планирование ассортимента
- Оценка конкурентоспособности товара (услуги)
- Планирование цены
- Прогнозирование объема продаж
- Контрольные вопросы к теме №4
- Тема 5. Планирование производства Лекция 5. Планирование производства
- Производственная программа предприятия
- Планирование материально технического обеспечения
- Планирование запасов материальных ресурсов
- Планирование персонала
- Планирование роста производительности труда
- Метод прямого счета
- Планирование фонда оплаты труда
- Планирование себестоимости
- Планирование снижения себестоимости продукции
- Определение цены продукта
- Планирование сметы затрат на производство продукции
- Контрольные вопросы к теме №5
- Тема 6 финансовый план Лекция 6. Финансовый план
- Назначение, состав, виды финансового плана
- Долгосрочное финансовое планирование
- Краткосрочное финансовое планирование. Прогноз движения наличности
- Показатели оценки финансового состояния предприятия
- Контрольные вопросы к теме №6
- Тема 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия Лекция 7. Учет рисков в плановой деятельности предприятия
- Понятие и виды рисков в предпринимательстве
- Показатели риска и методы его оценки
- Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков
- Контрольные вопросы к теме №7
- Экзаменационные вопросы
- Литература
- Телешук Галина Яковлевна Бизнес-планирование
- 220007, Г. Минск, ул. Московская, 17.