Экономические методы менеджмента
Методы управления – совокупность способов воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения целей организации.
Экономические методы управления – это такие способы воздействия, которые посредством создания экономических условий побуждают работников предприятий и сами предприятия действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Они воздействуют на экономические интересы сотрудников, трудовых коллективов, собственников предприятий, субъектов внешней среды, реализуются с помощью совокупности экономических рычагов, посредством которых достигается поставленная цель. При использовании экономических методов управления менеджмент распоряжается в пределах предоставленных полномочий материальными фондами, полученным доходом и прибылью, заработной платой, тем самым реализуя и поддерживая баланс экономических интересов.
Отличительными особенностями этих методов являются опосредованный характер воздействия и возможность количественного соизмерения, т.е. возможность выбора конкретных рычагов и средств на основе проведенного анализа. Количественные соизмерения осуществляются с помощью экономических расчетов. Экономические методы воздействуют на объект управления не прямо, а опосредованно через активизацию или подавление экономических интересов.
Различают три формы экономического расчета предприятия: бюджетный расчет, хозрасчет и коммерческий расчет.
При бюджетном расчете текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает государство.
В системе хозяйственного расчета предприятия самостоятельно покрывают текущие затраты и получают прибыль, за счет которой осуществляют расширенное воспроизводство. Внешние источники прибыли (изменение цен на выпускаемую продукцию, нахождение лучших поставщиков сырья и материалов, потребителей, финансово-кредитных учреждений и др.) жестко регламентируются государством и практически недоступны предприятиям, функционирующим в условиях хозяйственного расчета.
Коммерческий расчет – это экономический метод управления, при котором источники расширенного воспроизводства находятся как внутри, так и вне предприятия. Предприятия получают прибыль за счет как более эффективного использования внутренних ресурсов, так и лучшей работы с субъектами внешней среды.
Коммерческий расчет осуществляется с помощью следующих основных рычагов воздействия: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование и др.
К экономической мотивации сотрудников относятся:
А. Прямое материальное вознаграждение:
Заработная плата.
Премии (бонусы).
Участие в прибылях.
Участие в акционерном капитале.
Б. Дополнительные (социальные) выплаты:
Возможность использовать оборудование фирмы в личных целях по льготным ценам.
Субсидии на питание.
Помощь в оплате образования, причем не только работников, но и членов их семей.
Скидки при покупке товаров своего предприятия.
Предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия.
Возможность получения льготных кредитов.
Предоставление различных видов медицинского обслуживания, которое фирма оплачивает частично (в ряде случаев – полностью).
В. Штрафы – это материальная ответственность работника за некачественно выполненную работу.
Основным требованием к экономической мотивации работников является индивидуальный подход с точки зрения конечных результатов их труда.
Социально-психологические методы менеджмента
Методы управления (method) – совокупность способов воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения целей организации.
Социально-психологические методы – это совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены на формирование и поддержание в коллективе такого социально-психологического климата, при котором работник, с одной стороны, делает все необходимое для достижения целей организации и, с другой, – имеет возможности для саморазвития, самореализации.
Среди социально-психологических методов выделяются две группы этих методов: социальные и психологические.
1. Социальные методы – это приемы и способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации его деятельности, придания ей творческого и заинтересованного характера. Они включают:
методы социального исследования (анкетирование, интервьюирование, наблюдения, социометрические исследования) – это методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом является выявление потребностей работников в социальных благах (жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала);
методы социального нормирования – социальная адаптация через правила корпоративного поведения, кодексы производственного этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные социальные, моральные и этические нормы;
метод социального планирования – это метод планового решения социальных проблем коллектива по развитию персонала, повышению квалификации работников, улучшению условий их труда, быта, духовного и физического развития, охраны здоровья, жилищных и коммунально-бытовых условий, выявленных в процессе социальных исследований;
метод социального регулирования – это процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей. Их выполнение способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа;
методы морального стимулирования (благодарности, грамоты и т. д.), направлены на повышение самооценки сотрудника.
2. Психологические методы управления. К ним относятся:
методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечить оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость;
методы профессионального отбора и обучения. Сущность этих методов сводится к отбору людей, обладающих такими психологическими характерами, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой работе;
методы гуманизации труда (снижение монотонности труда, разделение труда с учетом индивидуальных особенностей, творческое стимулирование). В основу этих методов положен учет влияния на человека факторов производственной среды: окраска стен, музыка, монотонность труда и т. д. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей равномерно распределен по нагрузке и приносит удовлетворение;
методы психологического побуждения (убеждение, внушение, подражание) – основаны на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников;
методы управления конфликтами.
- Виды и уровни менеджмента
- Менеджер и его роль в организации
- Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
- Организация как объект управления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
- Принципы управления
- Миссия и цели коммерческой организации
- Общие функции менеджмента
- Планирование как функция менеджмента
- Организация как функция менеджмента
- Мотивация как функция менеджмента
- Контроль как функция менеджмента
- Элементы проектирования организации
- Линейно-функциональная структура управления
- Дивизиональная структура управления
- Матричная структура управления
- Организационно-распорядительные методы менеджмента
- Экономические методы менеджмента
- Коммуникационный процесс в менеджменте
- Основы и виды власти менеджера в организации
- Стили управления и их классификация
- Управленческие решения в менеджменте
- Процесс принятия управленческих решений
- Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
- Эффективность менеджмента
- Задачи и система стратегического управления организацией
- Классификация стратегий развития организации
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте