Элементы проектирования организации
Проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации:
1. Разделение труда (специализация) может быть по горизонтали и по вертикали.
Горизонтальное разделение труда - это разделение труда по видам работ (специализация), например, снабжение, сбыт, производство. Вертикальное разделение труда – это разделение работ по уровням иерархии в организации.
При проектировании организации необходимо определить глубину специализации. Специализация имеет следующие преимущества:
- позволяет детально разобраться в работе и качественно её выполнять;
- упрощает управление работником;
- упрощает коммуникации в организации;
- облегчает процесс формализации работы.
2. Департаментализация – существует несколько подходов к группированию специализированных работ в организации: по численности работников, по времени, по функциям, по территории, по продукту или группе продуктов, по рынкам. Это определяет тип организационной структуры.
3. Связи между частями и координация. В организации, состоящей из многих частей, необходимо координировать, то есть согласовывать их деятельность. Это достигается путём формирования системы устойчивых связей, без которых не может быть организованного целого. Связи определяют взаимодействие частей организации и осуществляются через каналы коммуникации.
Связи выражают отношения между компонентами организации, поэтому в зависимости от назначения в организации формируют различные виды связей. Наиболее распространёнными являются следующие пары:
- вертикальные и горизонтальные;
- линейные, штабные и функциональные;
- прямые и косвенные;
- формальные и неформальные.
4. Масштаб (норма) управляемости – это количество людей, непосредственно подчинённых одному руководителю.
В организации каждый руководитель ограничен временем, знаниями и умением, а также количеством решений, которые он может эффективно принимать. В связи с этим возникает проблема определения оптимального масштаба управляемости.
5. Количество иерархических уровней. При большом количестве уровней увеличиваются затраты организации на содержание управленческого персонала, возникает опасность искажения информации, передаваемой сверху вниз и обратно, усложняются процедуры планирования и контроля.
6. Распределение прав и ответственности. Права, которыми наделяют руководителя, дают ему возможность использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Ответственность – это обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
7. Централизация и децентрализация. Централизация – это концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства организации. Децентрализация – это передача или делегирование прав принятия решений на нижние уровни управления.
- Виды и уровни менеджмента
- Менеджер и его роль в организации
- Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
- Организация как объект управления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
- Принципы управления
- Миссия и цели коммерческой организации
- Общие функции менеджмента
- Планирование как функция менеджмента
- Организация как функция менеджмента
- Мотивация как функция менеджмента
- Контроль как функция менеджмента
- Элементы проектирования организации
- Линейно-функциональная структура управления
- Дивизиональная структура управления
- Матричная структура управления
- Организационно-распорядительные методы менеджмента
- Экономические методы менеджмента
- Коммуникационный процесс в менеджменте
- Основы и виды власти менеджера в организации
- Стили управления и их классификация
- Управленческие решения в менеджменте
- Процесс принятия управленческих решений
- Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
- Эффективность менеджмента
- Задачи и система стратегического управления организацией
- Классификация стратегий развития организации
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте