logo
Вопросы и ответы к аккредитации_Менеджмент

Swot-анализ в стратегическом менеджменте

Метод SWOT анализа принято относить к числу основополагающих методов стратегического анализа, который используется в целях:

В основе SWOT анализа лежит исследование двух подмножеств факторов, одно из которых дает представление о ситуации во внешней среде предприятия, а другой о положении внутренней среды предприятия. Процедура проведения SWOT анализа включает два укрупненных этапа.

Этап 1. Оценка возможностей и угроз, исходящих из внешней среды предприятия. Очень часто данный этап проводится высшим руководством предприятия или работниками планово-аналитических служб на основе накоп­ленного опыта и интуиции.

Этап 2. Оценка силы и слабостей, определяемых ресурсным потенциалом предприятия. Оценка силы и слабостей предприятия основана на исследовании ресурсного потенциала предприятия.

Для анализа взаимовлияния позитивных и негативных факторов внешней и внутренней среды строится матрица SWOT анализа (рис.3). После анализа и оценки сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз и проверки эффекта синергии, который состоит в исследовании взаимных воздействий факторов, ведущих к усилению или ослаблению конечного результата, в клетки матрицы вписывается соответствующая стратегия предприятия.

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Поле 1

Поле 3

Слабые стороны

Поле 2

Поле 4

Рисунок 3 - Матрица SWOT анализа

Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов позволяет сформулировать четы­ре общие стратегии.

Поле 1 - наиболее благоприятная ситуация, для которой рекомендуется стратегия «макси - макси». Предприятие характеризует­ся преобладанием сильных сторон над слабыми, а внешняя среда от­личается широким спектром новых возможностей при отсутствии уг­роз. В такой ситуации предприятие должно предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке посредством увеличения ры­ночной доли, диверсификации продуктов и введения на рынок все­возможных новинок. Благоприятная финансовая ситуация позволя­ет вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские рабо­ты по развитию новых продуктов, а также приобретать менее рента­бельные предприятия, действующие в том же секторе экономики.

Поле 2 - хорошая ситуация и рекомендуемой стратегией является стратегия «мини - макси». Предприятие, несмотря на преобладание слабых сторон, действует в благоприятной внешней среде и должно стремиться к выборочному улучшению своей конку­рентной позиции, к увеличению рыночной доли, а также направлять усилия на ликвидацию имеющихся слабых сторон.

Поле 3 - неблагоприятная ситуация, при которой предприятие характеризуется преобладанием сильных сторон, но должно функционировать в нестабильной внешней среде, а рекомендуе­мой в данном случае является стратегия «макси - мини». В этой ситуации предприятие, используя имеющиеся сильные стороны, должно преодолевать угрозы, исходящие из внешней среды и стремиться к выборочному увеличению рыночной доли, осущес­твлять поиск благоприятной ниши и проводить меропри­ятия по снижению затрат, модернизации продуктов и завоеванию новых рынков.

Поле 4 - наихудшая ситуация, при которой рекомендуется стратегия «мини - мини», заключающаяся в постепенном уменьшении активности и постепенном уходе из данной сферы деятельности.