logo
Вопросы и ответы к аккредитации_Менеджмент

Виды и уровни менеджмента

Наиболее полно раскрывает сущность менеджмента определение, данное Комитетом по развитию менеджмента в Европе (Брюссель): «Менеджментэто управление людьми в организациях на основе динамичных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и контролируемых средств».

Менеджмент, во-первых, – это управление в условиях рыночной экономики. Во-вторых, менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности по управлению людьми (персоналом). В-третьих, менеджмент – это наука, практика и искусство управления.

Менеджмент в организациях осуществляется специально подготовленными наемными работниками – руководителями (менеджерами), которые для выполнения своей работы наделяются властными полномочиями.

Вертикальное разделение управленческого труда приводит к возникновению уровней управления и управленческой иерархии.

Выделяется три уровня менеджмента организации:

  1. Высший уровень управления формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, освоением новых рынков, взаимоотношениями с государством и конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе – это генеральный директор, директор, его заместители.

  2. Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: начальники отделов, цехов (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или стране и директор филиала.

  3. Нижний уровень управления обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления. Типичными названием должности на данном уровне является сменный мастер, начальники смены, участка и др.

По специфике управления предприятием различаются следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области:

  1. Управление персоналом (обеспечивающее развитие кадрового потенциала организации, отбор и формирование персонала организации, управление деловой карьерой).

  2. Производственный менеджмент (обеспечивающий управление всеми производственными отношениями и процессами, протекающими в организации).

  3. Стратегический менеджмент (обеспечивающий выявление и создание долгосрочных конкурентных преимуществ организации во внешней среде).

  4. Менеджмент качества (обеспечивающий внедрение системы показателей качества продукции и разработку инструментов повышения ее качества).

  5. Инновационный менеджмент (обеспечивающий управление созданием и внедрением нововведений в организации, кок одного из обязательных условий конкурентоспособности).

  6. Риск – менеджмент (обеспечивающий эффективное управление организацией в условиях рисков, например, экономических, имущественных, производственных и т.д.)

  7. Финансовый менеджмент (обеспечивающий управление финансовыми ресурсами организации).

  8. Управление организационными знаниями (обеспечивающее формирование и развитие интеллектуальных ресурсов организации)

Помимо вышеперечисленных видов менеджмента также выделяются командный менеджмент, банковский менеджмент, экологический менеджмент и т.д.