logo
Вопросы и ответы к аккредитации_Менеджмент

Менеджер и его роль в организации

Руководитель (менеджер) является центральным звеном в аппарате управления. Его деятельность отличается наибольшим разнообразием, для ее характеристики выделяют признаки и роли менеджера.

Менеджер является наемным управляющим. Наем менеджера осуществляет собственник имущества, который наделяет его задачами, полномочиями и устанавливает ответственность.

Менеджер – должностное лицо. Менеджер всегда занимает определенную должность в организации.

Используя предоставленные полномочия, менеджер распоряжается ресурсами организации (персонал, информация, время, а также природные ресурсы и капитал). Ресурсы организации всегда ограничены.

Менеджер имеет власть. Власть менеджера в организации заключается в его полномочиях, иерархии организации, установленной системой разделения и кооперации труда (власть формального лидера), а также системой психологических взаимоотношений людей (власть неформального лидера).

Менеджер управляет людьми. В его подчинении всегда находятся сотрудники.

Управляя, менеджер принимает и реализует управленческие решения. Принятие управленческих решений – родовой признак менеджера, выделивший управленческий труд из системы общественного труда.

Менеджер – профессионально подготовленный управляющий. Профессиональная подготовка в сфере управления необходима и не может быть заменена подготовкой по отдельным специальностям: гуманитарным, экономическим, техническим и др.

Наиболее полное описание организационных ролей, которые выполняют менеджеры, приведено в работе Генри Минцберга. В данной работе роли объедены по признаку однородности в три группы: межличностные, информационные, по принятию решений.

В межличностных контактах менеджер выполняет роль главного руководителя и рассматривается как:

1. Символическая фигура, которая представляет организацию (церемонии, посещения, приемы и др. мероприятия).

2. Лидер – человек, оказывающий влияние и ведущий за собой других работников.

3. Связующее звено – налаживание контактов с теми, кто формально не подчиняется менеджерам (поставщики, потребители, официальные правительственные лица, деловые партнеры), через переписку, личные контакты и др.

Информационные роли менеджеров пронизывают все межличностные контакты и отражают важность создаваемой и поддерживаемой сети коммуникаций. Менеджеры выступают как:

1. Приемник информации – менеджер находится в постоянном поиске разнообразной информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Исходная информация необходима для принятия управленческих решений, и от ее полноты, достоверности, своевременности получения зависит эффективность управления.

2. Распространитель информации – распространяет полученную информацию по каналам связи, которые обеспечивают достижение целей и решение задач.

3. Представитель во внешней среде – менеджеры передают информацию о планах и политике организации для налаживания контактов во внешней среде с заинтересованными лицами.

В зависимости от действий, связанных с принятием решений, менеджер может выступать как:

1. Предприниматель – принимает решения, связанные с началом новых проектов, использованием новых возможностей, с оценкой практической полезности и степени риска.

2. Устраняющий помехи – он устраняет помехи, возникающие в процессе производственной и управленческой деятельности.

3. Распределитель ресурсов – одна из важнейших ролей менеджера, когда в условиях ограниченных ресурсов приходится принимать компромиссные решения, устанавливать приоритет определенных видов работ и подразделений, от которых в наибольшей степени зависит получение запланированных результатов.

4. Ведущий переговоры – выполнение данной роли отражает необходимость менеджера постоянно согласовывать свои действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из других компаний.

Значение каждой из вышеперечисленных ролей в работе менеджера зависит от выполняемой им работы и позиции, занимаемой в организации.