logo
Вопросы и ответы к аккредитации_Менеджмент

Внешняя и внутренняя среда организации

Любая организация находится и функционирует в опреде­ленной среде (экономической, политической, правовой и т.п.).

Ключевые факторы успеха коммерческой организации находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги ).

Внутренняя среда организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производство продукции и услуг). Это: цели и задачи, структура предприятия, технологии и персонал.

Цели - это желаемый результат, который стремится достигнуть человек или организация. В ходе управления руководство разрабатывает цели и сообщает их исполнителям. В качестве целей на предприятиях торговли могут возникать увеличение объема товарооборота, увеличение каналов сбыта продукции, увеличение доли на рынке, повышение имиджа предприятия и т. д.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Структура основывается на делегировании полномочий, т. е. работа закрепляется за теми работниками, которые могут лучше выполнить эту работу с точки зрения организации как целого.

Задачи - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задача предписывается не работнику, а его должности.

Технология - это средство преобразования входов, будь то люди, информация или материалы, в исходящие результаты.

Персонал – трудовой коллектив организации. Сотрудники, различающиеся своими способностями, знаниями, навыками, опытом и непосредственно выполняющие действия, направленные на достижение целей организации.

Внешняя среда это все то, что окружает ее, оказывает на нее влияние и находится вне управленческого контроля со стороны менеджеров организации. В менеджменте внешняя среда рас­сматривается как совокупность двух относительно са­мостоятельных подсистем: макроокружения и непосред­ственного окружения организации.

К среде непосредственного окружения предприя­тия относятся: потребители, поставщики ресурсов, конкуренты, органы государственной власти и управления. Фирма может оказывать существен­ное влияние на характер и содержание этого взаимо­действия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей для бизнеса и в пре­дотвращении появления угроз ее дальнейшему, суще­ствованию.

Макроокружение создает общие условия среды на­хождения организации и формируется под влиянием экономических, правовых, политических, социальных и технологических факторов.

Руководитель предприятия не в силах изменить внешнюю среду. Следовательно, он должен изучать ее и приспосабливаться к ней. При этом следует использовать выгоды для организации из внешней среды и отводить угрозы от организации, которые могут от нее исходить.

Внешняя среда имеет следующие характеристики: