Эффективность менеджмента
В самом общем выражении под эффективностью понимается уровень (степень) результативности работы или действия в сопоставлении с произведенными затратами:
эффективность = | конечный результат (эффект) . затраты ресурсов |
|
Эффективность системы управления предприятием можно оценивать как результат действия системы управления, обеспечивающей в управляемом объекте достижение поставленных целей при наименьших затратах.
Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы предприятия, фирмы.
Управляющая система непосредственно не производит материальных ценностей, но в значительной степени способствуют этому процессу. Именно конечные результаты производства являются главной целью процесса управления. Поэтому оценка эффективности управления должна быть комплексной и учитывать степень использования ресурсов и возможностей развития фирм, достижения производственных, экономических и социальных целей.
Эффективность управления может быть определена следующими методами:
Первый: эффективность управления (Эу) измеряется эффектом, полученным в производственной социально-экономической системе:
Эу = Рп/Зу,
где Рп – результат (эффект), полученный предприятием в целом;
Зу – затраты на управление.
Второй: эффективность управления измеряется объемом и характером управленческой деятельности:
Эу = Ру/Зу,
где Ру – результат (эффект) управления, получаемый при осуществлении управленческой деятельности и выражаемый соответствующими параметрами.
Затраты на управление включают в себя затраты на оплату труда управленческих работников (заработная плата, премии, финансовое поощрение и т.д.), затраты на приобретение, ремонт и восстановление основных средств (земля, офисные помещения, оргтехника и т.д.) и дополнительные затраты (на обучение, повышение квалификации, проведение тренингов и т.д.), связанные с содержанием аппарата управления предприятием.
Следует отметить, что эти два вида оценки эффективности управления не исключают друг друга, а дополняют, позволяя комплексно подойти к проблеме, выявить резервы повышения эффективности работы аппарата управления.
Для анализа эффективности управления предприятием и определения конкретных направлений его совершенствования требуются более точные критерии, которые дифференцированно и объективно отражали бы результаты совершенствования системы управления и экономический производственный эффект.
Оценка эффективности системы управления может производиться по критериям, носящим количественный и качественный характер.
Количественными показателями являются:
1) трудовые – соотношение численности руководителей, служащих и рабочих; фактическая трудоемкость выполняемых управленческих работ по сравнению с нормативной; величина затрат управленческого труда (человеко-часов) на один рубль объема продаж;
2) финансовые – величина затрат на содержание управленческого аппарата в общем фонде заработной платы промышленно-производственного персонала; величина затрат на содержание управленческого аппарата на один рубль объема производства; сумма прибыли, приходящаяся на одного работника управленческого аппарата.
Важнейшими критериями выступают показатели достижения запланированных результатов основной деятельности фирм и прибыли.
К качественным показателям относятся:
1) научно-технический уровень управления (применение научных методов, организационной и вычислительной техники);
2) уровень квалификации работников управленческого аппарата (образование, опыт работы и др.);
3) обоснованность принимаемых решений работниками аппарата управления;
4) достоверность и полнота информации, которой располагает управляющая система;
5) уровень культуры управления (характеризуется практикуемым стилем руководства, количеством конфликтных ситуаций, социально-психологическим климатом в коллективе и пр.);
6) уровень культуры труда работников аппарата управления (использование рабочего времени, режим дня, условия труда).
- Виды и уровни менеджмента
- Менеджер и его роль в организации
- Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
- Организация как объект управления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
- Принципы управления
- Миссия и цели коммерческой организации
- Общие функции менеджмента
- Планирование как функция менеджмента
- Организация как функция менеджмента
- Мотивация как функция менеджмента
- Контроль как функция менеджмента
- Элементы проектирования организации
- Линейно-функциональная структура управления
- Дивизиональная структура управления
- Матричная структура управления
- Организационно-распорядительные методы менеджмента
- Экономические методы менеджмента
- Коммуникационный процесс в менеджменте
- Основы и виды власти менеджера в организации
- Стили управления и их классификация
- Управленческие решения в менеджменте
- Процесс принятия управленческих решений
- Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
- Эффективность менеджмента
- Задачи и система стратегического управления организацией
- Классификация стратегий развития организации
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте