Организация как объект управления
Организация (от латинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Признаки организации:
– наличие, по крайней мере, двух людей, считающих себя частью этой группы;
– наличие, по крайней мере, одной цели, принимаемой как общей, членами этой группы;
– наличие членов группы, намеренно работающих вместе для достижения цели, разделяя и кооперируя свой труд.
Коммерческими являются организации, основная цель деятельности которых – извлечение прибыли. При этом часть прибыли направляется на расширенное воспроизводство, а другая – распределяется между участниками организации. Коммерческая организация (предприятие) занимается предпринимательской деятельностью. В Республике Беларусь коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств.
Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственниками учреждений, благотворительных и иных фондов.
Формальная организация создается целенаправленно и основана на отношениях разделения и кооперации труда. Отношения в формальной организации устанавливаются должностными связями, которые регламентируются организационной структурой управления. В ней менеджер как должностное лицо является членом формальной организации, ее формальным лидером. Неформальные организации, как правило, специально и целенаправленно не создаются, а формируются спонтанно на основе симпатий и антипатий членов коллектива. В формальных организациях складывается множество неформальных организаций, руководимых неформальными лидерами. Менеджер, реализуя свои интересы и полномочия, одновременно становится и членом одной или нескольких неформальных организаций предприятия, но вовсе не всегда – неформальным лидером. Менеджер должен выстраивать отношения с лидерами и членами неформальных групп, используя неформальные связи для достижения целей предприятия наиболее эффективным способом.
Коммерческая организация (предприятие) – открытая система, постоянно взаимодействующая с внешней средой. Поэтому успешность деятельности предприятия определяется факторами, находящимися как внутри, так и вне его, получившими название внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда организации формируется под воздействием основных переменных управления: цели, организационной структуры, технологии, персонала и организационной культуры.
Она включает несколько взаимосвязанных подсистем: технико-технологическую, организационную, социальную, экономическую и информационную.
- Виды и уровни менеджмента
- Менеджер и его роль в организации
- Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
- Организация как объект управления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
- Принципы управления
- Миссия и цели коммерческой организации
- Общие функции менеджмента
- Планирование как функция менеджмента
- Организация как функция менеджмента
- Мотивация как функция менеджмента
- Контроль как функция менеджмента
- Элементы проектирования организации
- Линейно-функциональная структура управления
- Дивизиональная структура управления
- Матричная структура управления
- Организационно-распорядительные методы менеджмента
- Экономические методы менеджмента
- Коммуникационный процесс в менеджменте
- Основы и виды власти менеджера в организации
- Стили управления и их классификация
- Управленческие решения в менеджменте
- Процесс принятия управленческих решений
- Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
- Эффективность менеджмента
- Задачи и система стратегического управления организацией
- Классификация стратегий развития организации
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте