Планирование как функция менеджмента
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Оно является органической частью процесса управления, задающей направление и параметры будущего развития организации.
Цель планирования – определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления.
Результатом выполнения функции планирования являются планы, содержащие цели и задачи (то есть перечень того, что должно быть сделано), определяющие последовательность, ресурсы и сроки выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей.
Планирование как процесс управления включает:
постановку целей и задач;
определение необходимых ресурсов и их распределение;
установление критериев достижения целей;
определение временных рамок (сроков) выполнения поставленных показателей, задач, целей;
предвидение возможных последствий достижения целей и учет риска;
доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (основополагающими правилами) менеджер руководствуется при сопоставлении планов.
Таблица 1 - Классификация планов
Признак классификации | Виды планов |
1. По длительности действия (времени) | 1.1 Стратегические, характеризующие развития организации на длительный период времени; 1.2. тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период; 1.3. оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов. |
2.По уровню иерархии | 2.1. Организации в целом; 2.2. структурных подразделений; 2.3. функциональных служб. |
3. По содержанию | 3.1. Экономические; 3.2. социальные; 3.3. организационные; 3.4. научно-технические и др. |
Таким образом, план представляет собой сложную социально-эконо-мическую модель будущего состояния организации. Планирование позволяет принимать решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать сотрудники, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
- Виды и уровни менеджмента
- Менеджер и его роль в организации
- Процессный, системный и ситуационный подход в менеджменте
- Организация как объект управления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Управляющая и управляемая подсистемы в системе управления организацией
- Принципы управления
- Миссия и цели коммерческой организации
- Общие функции менеджмента
- Планирование как функция менеджмента
- Организация как функция менеджмента
- Мотивация как функция менеджмента
- Контроль как функция менеджмента
- Элементы проектирования организации
- Линейно-функциональная структура управления
- Дивизиональная структура управления
- Матричная структура управления
- Организационно-распорядительные методы менеджмента
- Экономические методы менеджмента
- Коммуникационный процесс в менеджменте
- Основы и виды власти менеджера в организации
- Стили управления и их классификация
- Управленческие решения в менеджменте
- Процесс принятия управленческих решений
- Понятие и классификация организационной культуры в менеджменте
- Эффективность менеджмента
- Задачи и система стратегического управления организацией
- Классификация стратегий развития организации
- Swot-анализ в стратегическом менеджменте