logo search
ответы на экзаменационные вопросы

14. Влияние компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.

 Массовая коммуникация - это процесс распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории и тем самым охватывают не отдельных индивидов, а именно массы.  СМИ, обеспечивая не только снабжение населения информацией, но и взаимосвязанность, взаимозависимость народов и культур, служат средством формирования целостного представления о мире. Функции массовой коммуникации.   Специфика человеческого общения в условиях массовой коммуникации находит своё конкретное выражение и в её функциях. Здесь особенно велика роль социальных функций, так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.   Социальные функции: 1. Распространение знаний о действительности, информирование. 2. Социальный контроль и управление. 3. Интеграция общества и его саморегуляция. 4. Формирование общественного мнения. 5. Идейно-воспитательная функция. 6. Реализация социальной активности членов общества. 7. Распространение культуры. 8. Развлечение. Особенности общения в условиях массовой коммуникации.   Массовая коммуникация, как разновидность человеческого общения, безусловно, обладает определёнными специфическими особенностями, которые накладывают свой отпечаток на сам процесс общения и на его структурные компоненты: 1. Информация, передаваемая через СМИ, является всегда организованной. В противоположность межличностному общению, где в зависимости от обстоятельств присутствуют и стихийные, спонтанные и организованные формы. Массовая коммуникация не может существовать вне организованных форм, как бы разнообразны они ни были. 2. Институциональный характер массовой коммуникации. Деятельность средств массовой коммуникации организуется и управляется специальными учреждениями - редакциями, газетами, телевидением, которые реализуют интересы той или иной группы. 3. Отсутствием непосредственного контакта между коммуникатором и аудиторией. Источник передачи информации лишён немедленной возможности узнать о своём воздействии, о том, принята или отвергнута переданная им информация. 4. Повышенная требовательность к соблюдению принятых в обществе норм общения. Передаваемые сообщения должны быть максимально четкими и понятыми для самой широкой аудитории. 5. Особая роль коммуникатора. Коммуникатором выступает целый коллектив участников и создателей текста (передач, репортажей и пр.). Информация получаемая человеком через СМИ, пропущена через личность подающего эту информацию, т.е. образ социального мира в каком-то смысле.  4.Психологические эффекты массовых информационных процессов   Психологические эффекты являются показателем социально-психологических функций. Их разработка является одной из актуальных теоретических и прикладных задач социальной психологии массовой коммуникации. Психологические эффекты: 1. Утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем). 2. Престижный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент). 3. Эффект усиления позиции (поддержка во мнении по спорному вопросу). 4. Эффект удовлетворения познавательного интереса. 5. Эмоциональный эффект (удовлетворение от эмоциональной разрядки). 6. Эстетический эффект (радость эстетического обогащения). 7. Эффект комфорта (удовлетворение от психологического комфорта). [3] 5.Стихийные процессы передачи информации Особое место среди подобного рода информации занимают слухи, как один из видов актуальной массовой информации. В современном информационном пространстве слухи становятся значимым социальным явлением, овладевающие массовым сознанием. Слух-молва - известие о ком-нибудь, о чём-нибудь, обычно ещё ничем не подтверждённое. Это есть форма распространения социально-значимой информации в обществе, группе и не обладающая достаточной и надёжной информационной основой – наличием установленных фактов, событий.