36. Методы разрешения конфликтов.
Методы разрешения конфликтной ситуации
Различают структурные и межличностные методы разрешения конфликтов.
Структурные методы:
› метод разъяснения требований заключается объяснении людям результатов, которые от них требуются. Наиболее эффективно используется при решении конфликтов в организации. Разъясняя каждому сотруднику и подразделению, какие результаты от них ожидаются, руководитель должен донести до подчиненных уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, систему полномочий и ответственности, а также чётко определить политику, процедуры и правила;
› координационно-интеграционные методы – установление иерархии полномочий, упорядочивающий взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Установление принципа единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять. При возникновении разногласий по какому-либо вопросу между сотрудниками он решается руководителем и исчерпывается конфликт. Для решения конфликтной ситуации между подразделениями часто используется такой метод интеграции, как создание межфункциональных, целевых групп, межотдельских совещаний;
› общеорганизационные комплексные цели – направление усилий всех участников на достижение общей цели. Совместное осуществление этих целей приводит к сплочению коллектива, предотвращает конфликты;
›структура системы вознаграждений – используется как метод оказывания влияния на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, старающиеся подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Однако система вознаграждений не должна поощрять неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Межличностные методы или стили разрешения конфликтов:
уклонение – метод реагирования на конфликт, выражающийся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Используется в том случае, когда затрагиваемая проблема не представляет важности, ее решение может быть отсрочено, в безнадежном положении, когда человек чувствует себя неправым или вынужден подчиняться. Его используют также в случае необходимости общения со сложным человеком;
сглаживание – удовлетворение интересов другой стороны через приспособление, уступки, соглашение, жертвуя своими интересами в пользу другого человека. Используется в случае малой значимости случившегося, когда необходимо сохранить мир и добрые отношения, когда итог намного важнее для другого человека, чем для вас, в случае понимания своей неправоты, когда мало власти или мало шансов победить и др.
конкуренция – используется активными людьми, предпочитающими идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Может быть использован в случаях, когда исход очень важен и на него делается большая ставка, при обладании достаточным авторитетом для принятия решения, при необходимости быстрого принятия решения, при соответствующих властных полномочиях, при отсутствии другого выбора или в случае, когда нечего терять, в критической ситуации и др.
компромисс – открытое обсуждение мнений и позиций, которые направлены на поиск решений наиболее удобного и приемлимого для обеих сторон. Используется в случае, когда недостаточно времени, при одинаковой власти, когда устраивает временное решение и др.
сотрудничество – форма разрешения конфликта, при котором удовлетворение интересов обоих сторон более важно, чем решение самого вопроса. Используется в случае длительного дружеского сотрудничества, когда есть время для проработки вопроса и др.
- 1.Теоретические предпосылки становления социальной психологии как науки.
- 2. Предмет социальной психологии.
- 3. Теоретические и прикладные задачи современной социальной психологии.
- 4. Предмет и методы социальной психологии.
- 5. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
- 6. Общественные и межличностные отношения.
- 7. Взаимопонимание: сущность, направления прогнозирования.
- 8. Понятие общения. Виды, типы, функции общения.
- 9. Общение как обмен информацией.
- 10. Общение как взаимодействие.
- 11. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
- 12. Роль средств массовой коммуникации в общении.
- 13. Характеристика компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 14. Влияние компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 15.Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 16. Психологическая характеристика малой группы.
- 17. Социально-психологический климат как показатель состояния малой группы.
- 18. Динамические процессы в группах с «сильным» групповым воздействием.
- 19. Динамические процессы в группах со «слабым групповым воздействием.
- 20. Понятие лидерства. Теории происхождения лидерства.
- 21. Руководство и лидерство: соотношение понятий.
- 22. Типологии стилей лидерства.
- 23. Проблема группового сознания.
- 24. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.
- 25. Социализация и адаптация личности.
- 26. Факторы, средства и механизмы социализации личности.
- 27. Социальная установка.
- 28. Проблема насилия в обществе.
- 29. Основные теории агрессии.
- 31. Агрессия и агрессивность у спортсменов.
- 32. Факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения.
- 33. Понятие конфликта. Типология конфликтов.
- 34. Психологические противоречия как источники конфликтов между людьми.
- 35. Структура, динамика, функции конфликтов.
- 36. Методы разрешения конфликтов.