8. Понятие общения. Виды, типы, функции общения.
Общение-процесс взаимодейтсвия, имеющий своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение др человека. Оно представляет собой деятел 2-х и более людей.
Функции общении:
1. Функц соц-психолог отражения. Общение возник как результат и форма объективированного сознат отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. В зависимости от характера взаимовлияний происходит согласование, уточнение и взаимное дополнение содержат и колич отражение с образов коллективной данности как формы коллект мышления людей или наоборот столкновение данностей, их подавление и нейтрализация.
2. Регулят функ – в процессе общения происх непоср или оппосредов воздействие на партнера с целью изменения его поведения, состояния, системы ценностей, активности.
3. Познават функ – в следствии контактов партнеры преобр опред знания о других, о себе, о многом другом.
4. Экспрессивн функ – разл формы общения выражают переживания парнеров. Это своеоб способ выражения своего отнош к происх через отношение.
5. Функц соц контроля – для поддержки необх согласованности и организованности групповой деятельности используются формы соц контроля: одобрение, похвала, порицание, неодобрение, порицание.
6. Функц социализации – вхождение индивида в общество средствами обучение, воспитание и тд.
Средства общения:
Вербальные: Слово – система слов(язык)- должен быть единым для всех участников общения. Важны тон и манера, темб, звонкость голоса, громкость.
Невербальные: мимика, пантомимика, движения.
Типы общения:
Прямое(непосредственное)
Косвенное(опосредованное)- через передатчик информации
По характеру взаимодействия людей:
Императивное-авторитарное. Цель-подчинение партнера. Достижении контроля над его поведением, мыслями, принужд к действиям и решениям. Принуждение не скрывается. Средства: приказы, указания, требования, угрозы, предписания.
Манипулятивное-авторитарное, но принуждение скрывается.
Диалогическое-характериз актив обеих сторон. Равенство партнеров.
Виды общения:
Неформальное(дружеское)-возникает вследствие симпатии. При нарушении связи чувствуется недомогание. Неформальное общение-основа построения делового общения.
Формальное (ролевое)- официальное общение, требующее выполн правил, норм, субординации, инструкции.
Общение обязательно имеет свой предмет-совмест деят, воздейств на другого с опр целью, передача или получ информ.
- 1.Теоретические предпосылки становления социальной психологии как науки.
- 2. Предмет социальной психологии.
- 3. Теоретические и прикладные задачи современной социальной психологии.
- 4. Предмет и методы социальной психологии.
- 5. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
- 6. Общественные и межличностные отношения.
- 7. Взаимопонимание: сущность, направления прогнозирования.
- 8. Понятие общения. Виды, типы, функции общения.
- 9. Общение как обмен информацией.
- 10. Общение как взаимодействие.
- 11. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
- 12. Роль средств массовой коммуникации в общении.
- 13. Характеристика компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 14. Влияние компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 15.Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 16. Психологическая характеристика малой группы.
- 17. Социально-психологический климат как показатель состояния малой группы.
- 18. Динамические процессы в группах с «сильным» групповым воздействием.
- 19. Динамические процессы в группах со «слабым групповым воздействием.
- 20. Понятие лидерства. Теории происхождения лидерства.
- 21. Руководство и лидерство: соотношение понятий.
- 22. Типологии стилей лидерства.
- 23. Проблема группового сознания.
- 24. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.
- 25. Социализация и адаптация личности.
- 26. Факторы, средства и механизмы социализации личности.
- 27. Социальная установка.
- 28. Проблема насилия в обществе.
- 29. Основные теории агрессии.
- 31. Агрессия и агрессивность у спортсменов.
- 32. Факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения.
- 33. Понятие конфликта. Типология конфликтов.
- 34. Психологические противоречия как источники конфликтов между людьми.
- 35. Структура, динамика, функции конфликтов.
- 36. Методы разрешения конфликтов.