1.Теоретические предпосылки становления социальной психологии как науки.
В возникновении соц.псих. сыграли свою роль разл причины, как социал, так и теорет. Соц-психологические идеи зарожд и вызревали в недрах философ. Большин прол соц псих зарод в философ сист древности. Родоночал этих пробл считается Платон. ПРодолжителями были Гоббс, Локк, Руссо, Гегль и др.
Соц псих как спец напр психологии оформл в самост науку в 20-х годах 20века. Этому способств накопл психолог знаний в философ и выдел описат психол. В истории соц псих выдел 3 этапа: 1. Накоплен соц-психолог знаний в сфере философ и психолог(6в до н.э. – сер.19в.) 2. выдел опис соц псих из философ и спихолог в самост обл знания(50-е г 19в-20-е г 20в) 3. Оформл соц псих в эксперимент науку(20-е г 20в) и её совр развитие.
Оформл соц псих в науку произош на осн 3х факторов: 1)в исслед примен эксперимент 2) качеств анализ соц-псих явлений дополн количественным 3) от описания явлений соц псих перешла к выявл закономер и их использ.
Разв соц псих за рубежом
С исслед Меде, Олпорта начин история подлинно науч исслед в соц псих. Исслед соц психолог внедряются в практику. Зарубеж соц псих развив под влиянием старых общепсихол напр(бихевиоризм, фрейдизм), а также видоизм нов напр(необихевиоризм, неофрейдизм, социометрия и др.). Осн принц бихевиоризма является формула(стимул-реакция). Соглас этой теории чел представ как реагир автомат, лишенный сознания. Олпорт был первым распростр теории бихевиоризма в соц псих. По его мнению соц псих изучает тот уров поведен индивида,кю он сам является стимулом для др, либо др явлся стимулом для него. В таком повед выдел 2 формы: 1)линейная-приказ. 2)круговая-беседа, обсуждение. Миллер, Галантер, Прибрам модифиц формулу бихевиоризма, добавл к ней сред звено: образ и план, что считается +. Необихевиористы исслед групп процессы, установки личн, статусы, роли. Блейс разрабатывает метод наблюдения, Богардус и Олпорт-приемы шкалирования. Фрейдизм превратился в универс сист психологии. Суть психоаналититч теории фрейдизма закл в сл осн полож: вытеснении, детской сексуальн, толковании сноведен, сублимации. Фрейдисты и неофрейдисты расходятся: для Фрейда глав влечен яв-ся либидо(секс влечение);для Адлера-стремл к власти, могуществу; для Фромма-стремл к общению. В сист неофрейдизма разраб такие методы:глубинное интервью, прожективные тесты, биографический метод. Признан теор за рубеж считается теор поля и групп динамики К.Левина: Любой чел стремится к удовл своих потр
источник актив личн разнообр и вкл в себя как врожд истин потреб,так и квазипотребности(приобретенные в проц социализ). Неудовл этих потрб определ направл поведения чел-ка. Напряж потр зависит от сост внутр систем человека, внеш среда лишь одно из силовых полей ситуац. Эта теор в осн касчается истоков поведен личности. Вектор поведен определ соот напряж потр с силовым полем ситуации. Широкое распрост получило социометрич напр Морено(он опирал на фрейда). В социометрии бол вним удел разраб методов и техники изучения групповой структуры и динамики. Индивид с высоким статусом является как бы референтом группы, носителем осн норм и ценностей группы.
Транзактное напр Кентрил. Одинак явления могут вызвать разн образы восприятия и один образы воспр могли быть вызваны разл явлениями. Самым существ в восприятии явл предполож, ожидание чел-ка,к. основано на прошл опыте. Кентрил занижает роль сознания в деятельности чел-ка.
Разв соц псих в России
Становл соц псих в России начин в 20-е г 19века.
Начинается в русле философ. Знамен мыслители Татищев, Ломоносов, Радищев. Представ описат соц псих считаюся Михайловский, Бехтерев, Копельман. Соц псих 20-х годов характер в методол отношении пестротой. Бехтерев созд коллект рефлексологию со своим предм и методоами. Суть её сводилась к унаследованным и сочетат рефлексам коллективов, групп, масс, толпы на бисоциал раздражители. Он считал что общ психолог должна изуч изменен психич явлений в группах и коллективах. Беляев дал широкое определ предмета соц психолог, к должна изучать псих коллект, групп, масс, толпы. Залужный сосредоточил свое внимание на изучении детских коллектив. Челпанов считал что эксперимент психол должна быть дополнена соц псих. Нечаев проводил эксперим в групп услов. Значит вклад в разв соц псих внесли Ананьев, Корнилов, Леонтьев, Мясищев, Левитов и др. Важную роль в становл соц псих сыграли Парыгин, Андреева, Ядов, Кузьмин, Ковалев, Платонов. Также школа психологов Узнадзе. Создаются кафедры соц псих в универ, издаются учебники, научные лаборатории.
- 1.Теоретические предпосылки становления социальной психологии как науки.
- 2. Предмет социальной психологии.
- 3. Теоретические и прикладные задачи современной социальной психологии.
- 4. Предмет и методы социальной психологии.
- 5. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
- 6. Общественные и межличностные отношения.
- 7. Взаимопонимание: сущность, направления прогнозирования.
- 8. Понятие общения. Виды, типы, функции общения.
- 9. Общение как обмен информацией.
- 10. Общение как взаимодействие.
- 11. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
- 12. Роль средств массовой коммуникации в общении.
- 13. Характеристика компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 14. Влияние компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 15.Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 16. Психологическая характеристика малой группы.
- 17. Социально-психологический климат как показатель состояния малой группы.
- 18. Динамические процессы в группах с «сильным» групповым воздействием.
- 19. Динамические процессы в группах со «слабым групповым воздействием.
- 20. Понятие лидерства. Теории происхождения лидерства.
- 21. Руководство и лидерство: соотношение понятий.
- 22. Типологии стилей лидерства.
- 23. Проблема группового сознания.
- 24. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.
- 25. Социализация и адаптация личности.
- 26. Факторы, средства и механизмы социализации личности.
- 27. Социальная установка.
- 28. Проблема насилия в обществе.
- 29. Основные теории агрессии.
- 31. Агрессия и агрессивность у спортсменов.
- 32. Факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения.
- 33. Понятие конфликта. Типология конфликтов.
- 34. Психологические противоречия как источники конфликтов между людьми.
- 35. Структура, динамика, функции конфликтов.
- 36. Методы разрешения конфликтов.