6. Общественные и межличностные отношения.
Межличностные отношения- непосредств связи между людьми, установ в процессе общения при выполнении группой деятельности. Существ значение при этом имеют симпатия и антипатия. Складывающиеся между членами группы взаимоотношения характеризуют психологическую атмосферу в группе и оказывают влияние на эффективность совместн деятельности. Формир межличн отношений способст потребн человека в общении, являющиеся внутр стимулом к взаимоотн. Только при взаимн симпатии у людей проявляется состояние удовлетв взаимодействием. В формир межличн отношений важную роль играет межличн привлекательность, включ внешние и внутр характеристики личности. Привлекат может приобретать устойчив характер, переходя в многолетнюю дружбу. Дружеские межличн отношения могут иметь характер взаимной привязанности. При выполнении совм деятел укрепл сотрудничество. Межличн отношения в любой группе образ солож структ её формир может управл руководит, лидером группы. Может складывать стихийно в силу харак складыв взаимоотн между членами группы. При формир благопр медличн отнош существ роль играет личност фактор: темперамент, характер, проф качества, личн качества человека. Однако только высоких показ проф деят недостаточно для формир межличн отнош важным является поведение человека. Ккажды чел вступая в отнош ожидает от них удовл своих потреб. В случае неудовл ожид межличн отнош могут ослаб или распадаться. Социальное ожидание- выполнение норм и правил поведения установл в группе. Соц ожид малых групп является факторами принятия соц ролей, базой существ группы, формир межличн отношений. Группа ожид от входящ в неё члена принятие им существ норм и традиций группы, выполнение деятельности на высоком качест уровне, в противн случае межличн отношения между членами и новым членом группы могут не состояться. Однако есть ряд факторов, которые должны быть идентичными с группой, без чего невозможно сохр благоприят межличн отнош в группе и успеш свместн деятельности. К ним относятся: целевая установка, отношение к членам группы и выполн работе, взаимозависимость участников при выполн общ деятельности.
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.
Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.
Формы межличностных отношений
Позитивные межличностные отношения («на встречу людям»):
Любовь, близость, дружба, приятельские отношения, влечение, альтруизм
Нейтральные межличностные отношения («от людей»)
Аутизм, безразличие, эгоизм, конформизм – форма межличностных отношений, проявляющаяся в соглашательстве и примиренчестве;
Негативные межличностные отношения («против людей»):
Негативизм(противоп требованиям и ожид), неприязнь к другим, ненависть – стойкая форма межличностного отношения, проявляющаяся в активном негативном чувстве субъекта, направленном на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям;
агрессия – форма межличностного отношения, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесение физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение.
- 1.Теоретические предпосылки становления социальной психологии как науки.
- 2. Предмет социальной психологии.
- 3. Теоретические и прикладные задачи современной социальной психологии.
- 4. Предмет и методы социальной психологии.
- 5. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
- 6. Общественные и межличностные отношения.
- 7. Взаимопонимание: сущность, направления прогнозирования.
- 8. Понятие общения. Виды, типы, функции общения.
- 9. Общение как обмен информацией.
- 10. Общение как взаимодействие.
- 11. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
- 12. Роль средств массовой коммуникации в общении.
- 13. Характеристика компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 14. Влияние компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 15.Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 16. Психологическая характеристика малой группы.
- 17. Социально-психологический климат как показатель состояния малой группы.
- 18. Динамические процессы в группах с «сильным» групповым воздействием.
- 19. Динамические процессы в группах со «слабым групповым воздействием.
- 20. Понятие лидерства. Теории происхождения лидерства.
- 21. Руководство и лидерство: соотношение понятий.
- 22. Типологии стилей лидерства.
- 23. Проблема группового сознания.
- 24. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.
- 25. Социализация и адаптация личности.
- 26. Факторы, средства и механизмы социализации личности.
- 27. Социальная установка.
- 28. Проблема насилия в обществе.
- 29. Основные теории агрессии.
- 31. Агрессия и агрессивность у спортсменов.
- 32. Факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения.
- 33. Понятие конфликта. Типология конфликтов.
- 34. Психологические противоречия как источники конфликтов между людьми.
- 35. Структура, динамика, функции конфликтов.
- 36. Методы разрешения конфликтов.