25. Социализация и адаптация личности.
Социализация- двусторонний процесс включ в себя, с одной стороны усвоение индивидом социал опыта путем вхождения в социал среду, систему социал связей с другой стороны процесс активного воспроизв системы социал связей за счет его актив деятельности. Человек не просто осваивает социал. Опыт, но и преобразует его в собственные ценности, установки, ориентации. Преобразование социал опята означает не просто пассивное его принятие,а предполагает активность личности в применении такого преобразованного опыта. Человек понимается как объект и субъект общественных отношений. Процесс социализации – процесс становления личности.
3 сферы: деятельность, общение, самосознание.
Сфера деятельности. В процессе социализации происходит освоение новых видов деятельности.
Сфера общения. Как расширение и углубление социализации.
Сфера самосознания. Становление в человеке образа своего Я.
Процесс социализации может быть понят только как единство 3-х обозначенных сфер, так как они взаимосвязаны. В многолетнем процессе социализации выделяется 3 основных стадии: дотрудовая(до начала трудовой деятельности, раняя социализ-с рождения до школы, стадия обучения в школе, ВУЗ), трудовая(весь период труд деятельности. Усвоение+воспроизведение), послетрудовая.
Институт социализации- транслятор социального опыта. Пример(семья, садик, школа, институт, трудовой коллектив).
Процесс социализации обычно рассматривают как процесс вхождения человека в социальную среду путем усвоения и воспроизводства в особенностях своей личности и поведения опыта, накопленного человечеством. Однако социализация это в первую очередь адаптация (приспособление) к культурным, психологическим и социальным факторам.
Адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Процесс биологической адаптации наблюдается при изменении условий существования и служит целям сохранения гомеостаза.
Целью психической адаптации является установление оптимального соответствия личности и окружающей среды входе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели.
Под социальной адаптацией понимается процесс эффективного приспособления и взаимодействия личности с социальной средой.
В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности.
Социально-психологическая адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;
2) адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
3) изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Адаптацию можно рассматривать как составную часть. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе.
В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социально-психологическая адаптация является одним их основных механизмов социализации, она служит более полной социализации.
Таким образом, социально-психологическая адаптация является одновременно и постоянным процессом активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, и результат этого процесса.
Социально-психологическая адаптация по свои результатам может быть позитивной, приводящей к устойчивой социализации личности и негативной, ведущей к нарушению процесса социализации.
По механизму осуществления выделяют добровольную и принудительную социально-психологическую адаптацию.
Стадии процесса социально-психологической адаптации:
а) ознакомление;
б) ролевая ориентация;
в) самоутверждение.
В процессе социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате чего личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
- 1.Теоретические предпосылки становления социальной психологии как науки.
- 2. Предмет социальной психологии.
- 3. Теоретические и прикладные задачи современной социальной психологии.
- 4. Предмет и методы социальной психологии.
- 5. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
- 6. Общественные и межличностные отношения.
- 7. Взаимопонимание: сущность, направления прогнозирования.
- 8. Понятие общения. Виды, типы, функции общения.
- 9. Общение как обмен информацией.
- 10. Общение как взаимодействие.
- 11. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
- 12. Роль средств массовой коммуникации в общении.
- 13. Характеристика компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 14. Влияние компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 15.Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 16. Психологическая характеристика малой группы.
- 17. Социально-психологический климат как показатель состояния малой группы.
- 18. Динамические процессы в группах с «сильным» групповым воздействием.
- 19. Динамические процессы в группах со «слабым групповым воздействием.
- 20. Понятие лидерства. Теории происхождения лидерства.
- 21. Руководство и лидерство: соотношение понятий.
- 22. Типологии стилей лидерства.
- 23. Проблема группового сознания.
- 24. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.
- 25. Социализация и адаптация личности.
- 26. Факторы, средства и механизмы социализации личности.
- 27. Социальная установка.
- 28. Проблема насилия в обществе.
- 29. Основные теории агрессии.
- 31. Агрессия и агрессивность у спортсменов.
- 32. Факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения.
- 33. Понятие конфликта. Типология конфликтов.
- 34. Психологические противоречия как источники конфликтов между людьми.
- 35. Структура, динамика, функции конфликтов.
- 36. Методы разрешения конфликтов.