23. Проблема группового сознания.
Сознание группы – это понимание группой социального окружения, своего места в нем, взаимоотношений с другими группами и обществом, целей, задач, функций осуществляемой деятельности и ее результатов.
Групповое самосознание является важным компонентом сознания и состоит в осознании группой своего существования как особой общности, объединяющих ее факторов, оценки уровня собственной развитости и возможностей, перспектив и средств сохранения и повышения социального статуса. От уровня самосознания зависит уровень социально-психологического развития группы и успешности совместных действий.
Подсознание группы включает плохо осознаваемые группой отношения, интересы, влечения, побуждения, проявлениями активности и т. д.
Групповое мышление – социально-психологическое явление, заключающееся в принятии группой определенного единого решения.
Условия способствующие группомыслию:
1) привлекательность членства в данной группе, которое выражается в заинтересованности сохранения своего положения, в долговременном существовании группы, что способствует укреплению групповой сплоченности. Сплочение группы приводит к единодушию и единомыслию, т. к. индивидуальные взгляды членов группы легко затушевываются мнением большинства;
2) наличие властного, авторитарного лидера, который навязывает свою точку зрения всей группе;
3) закрытость группы от критики, контроля и влияния других групп (например, самоизоляция правящей элиты);
4) решение группы как высшей инстанции не подвергается внешней экспертизе, в результате чего члены группы воспринимают собственное мнение как безукоризненное, абсолютно истинное;
5) сильное групповое давление, обусловленное взаимовлиянием членов группы друг на друга;
6) неуверенность членов группы в том, как их воспринимают и оценивают в группе.
Признаки группового мышления (по И. Дженису):
1) иллюзия неуязвимости – состоит в выработке членами группы не совсем адекватных представлений о степени своего могущества. Особенно это свойственно правящим кругам, которые в силу своего привилегированного положения убежденны в собственном превосходстве (в интеллекте, знаниях, информированности и т. д.);
2) коллективная рационализация – стремление группы к рациональному объяснению своих иррациональных действий неправильными, но удобными причинами;
3) вера в свою моральную непогрешимость – восприятие себя как образец добродетели и высокой морали, что позволяет оправдывать любые безнравственные, антигуманные решения, вседозволенность в средствах, ложь и утаивание информации;
4) выработка стереотипов в отношении других групп, которые носят уничижительный, презрительный, враждебный характер. В связи с этим представители других групп представляются в искаженном виде, их проблемы кажутся мелкими и незначительными;
5) прямое давление на инакомыслящих, состоящее в том, что сомневающемуся объясняют, что он может сомневаться, но не должен сообщать о своих сомнениях в присутствии посторонних и критиковать «генеральную линию» группы. Ему также дают понять, что отклонение от общей позиции повлечет санкции со стороны группы;
6) самоцензура – подавление в самом себе сомнений в правильности выбранного группой решения;
7) иллюзия единодушия создается в результате действия самоцензуры в каждом из членов группы. Отсутствие высказанных сомнений создает у всей группы впечатление, что инакомыслие и сомнения не существуют;
8) наличие «умохранителей», т. е. идеологов групп, чья основная функция заключается в борьбе с инакомыслием: запугивание, сокрытие важной информации, клевета, физическое устранение и т. д.
- 1.Теоретические предпосылки становления социальной психологии как науки.
- 2. Предмет социальной психологии.
- 3. Теоретические и прикладные задачи современной социальной психологии.
- 4. Предмет и методы социальной психологии.
- 5. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
- 6. Общественные и межличностные отношения.
- 7. Взаимопонимание: сущность, направления прогнозирования.
- 8. Понятие общения. Виды, типы, функции общения.
- 9. Общение как обмен информацией.
- 10. Общение как взаимодействие.
- 11. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
- 12. Роль средств массовой коммуникации в общении.
- 13. Характеристика компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 14. Влияние компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 15.Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 16. Психологическая характеристика малой группы.
- 17. Социально-психологический климат как показатель состояния малой группы.
- 18. Динамические процессы в группах с «сильным» групповым воздействием.
- 19. Динамические процессы в группах со «слабым групповым воздействием.
- 20. Понятие лидерства. Теории происхождения лидерства.
- 21. Руководство и лидерство: соотношение понятий.
- 22. Типологии стилей лидерства.
- 23. Проблема группового сознания.
- 24. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.
- 25. Социализация и адаптация личности.
- 26. Факторы, средства и механизмы социализации личности.
- 27. Социальная установка.
- 28. Проблема насилия в обществе.
- 29. Основные теории агрессии.
- 31. Агрессия и агрессивность у спортсменов.
- 32. Факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения.
- 33. Понятие конфликта. Типология конфликтов.
- 34. Психологические противоречия как источники конфликтов между людьми.
- 35. Структура, динамика, функции конфликтов.
- 36. Методы разрешения конфликтов.