31. Агрессия и агрессивность у спортсменов.
Агрессия - это поведение, при котором преследуется цель причинить другим людям физический и моральный ущерб или ограничить их желания. С этой точки зрения спорт уже по своей состязательной сути агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. По мнению ряда ученых, соревнование - это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие «агрессивность» заменяют понятием «спортивная злость».
Различают агрессию враждебную и конструктивную. Конструктивная агрессия - это запреты, направленные на решение педагогических задач. Агрессия может быть прямой физической (драка), прямой вербальной (перебранка), косвенной физической (направление физической агрессии на предметы, например вратарь, угадавший направление удара при пробитии пенальти, с досады бьет ногой по штанге ворот) и косвенной вербальной (негативные высказывания спортсмена по поводу тренера за его спиной). По причине проявления агрессия может быть преднамеренной (например, защитник специально бьет нападающего по ногам с целью прервать атаку или вывести его из строя) и спровоцированной (ответ нападающего защитнику).
Агрессивность - это сложное свойство личности, проявляющееся в готовности (предпочтении) человека решать конфликтные ситуации с помощью агрессивных действий. Конечно, вовсе не обязательно спортсмен с высокой агрессивностью каждый раз будет вести себя агрессивно, но «порог агрессивности» у него явно ниже, что на фоне эмоционального возбуждения и при наличии вспыльчивости облегчает возникновение агрессивного поведения.
Конфликтность и агрессивность несколько выше у спортсменов и спортсменок, чем у лиц, не занимающихся спортом. Особенно заметны различия по такому проявлению агрессивности, как напористость. Правда, спортсменки, занимающиеся «женскими» видами спорта не превосходят в суммарной агрессивности неспортсменок (превосходство отмечено лишь в отношении напористости).
Выявлено, что у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, агрессивность выражена по-разному. У тех, кто занимается единоборствами (самбо, дзюдо, айкидо), агрессивность значительно выше, чем у легкоатлетов и лыжников. У женщин, занимающихся «мужскими» видами спорта (борьбой, боксом, футболом, хоккеем и другое), среди которых, напомню, много маскулинных, агрессивность выше, чем у женщин, занимающихся «женскими» видами спорта (художественная гимнастика, синхронное плавание). Зато у последних, по сравнению со спортсменками из «мужских» видов спорта, выше конфликтность.
Различная выраженность агрессивности у представителей разных видов спорта может быть обусловлена двумя причинами: либо специфика вида спорта такова, что способствует развитию агрессивности спортсменов, либо лица, имеющие высокую природную агрессивность, выбирают для занятий те виды спорта, в которых можно реализовать свою агрессивность.
- 1.Теоретические предпосылки становления социальной психологии как науки.
- 2. Предмет социальной психологии.
- 3. Теоретические и прикладные задачи современной социальной психологии.
- 4. Предмет и методы социальной психологии.
- 5. Понятие взаимодействия в социальной психологии.
- 6. Общественные и межличностные отношения.
- 7. Взаимопонимание: сущность, направления прогнозирования.
- 8. Понятие общения. Виды, типы, функции общения.
- 9. Общение как обмен информацией.
- 10. Общение как взаимодействие.
- 11. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
- 12. Роль средств массовой коммуникации в общении.
- 13. Характеристика компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 14. Влияние компонентов коммуникативного процесса в массовой коммуникации.
- 15.Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 16. Психологическая характеристика малой группы.
- 17. Социально-психологический климат как показатель состояния малой группы.
- 18. Динамические процессы в группах с «сильным» групповым воздействием.
- 19. Динамические процессы в группах со «слабым групповым воздействием.
- 20. Понятие лидерства. Теории происхождения лидерства.
- 21. Руководство и лидерство: соотношение понятий.
- 22. Типологии стилей лидерства.
- 23. Проблема группового сознания.
- 24. Социально-психологические аспекты этнопсихологии.
- 25. Социализация и адаптация личности.
- 26. Факторы, средства и механизмы социализации личности.
- 27. Социальная установка.
- 28. Проблема насилия в обществе.
- 29. Основные теории агрессии.
- 31. Агрессия и агрессивность у спортсменов.
- 32. Факторы, влияющие на проявление агрессивного поведения.
- 33. Понятие конфликта. Типология конфликтов.
- 34. Психологические противоречия как источники конфликтов между людьми.
- 35. Структура, динамика, функции конфликтов.
- 36. Методы разрешения конфликтов.