logo search
Вопросы

10. Система бюджетирования как метод финансового планирования в организации.

Практика составления бюджетов предприятий получила название бюджетирования. Бюджетирование — это планирование, учет и контроль движения денежных средств и анализ финансовых результатов конкретных направлений дея­тельности. Цель бюджетирования — определение суммы и структуры расходов предприятия и его отдельных подразделе­ний на конкретные цели и финансовое обеспечение их покры­тия.

В последние годы бюджетирование превращается в одну из основных форм менеджмента. Бюджеты могут составляться не только по предприятию в целом, но и в рамках центров ответ­ственности предприятия и по дочерним предприятиям. Поройбюджеты составляются по каждому структурному подразделе­нию предприятия.

Бюджет предприятия — это оперативный или краткосроч­ный финансовый план предприятия, характеризующий затраты и поступления денежных средств по различным направлениям деятельности. Бюджеты позволяют определить, какие из этих направлений приносят прибыль и в каком объеме, а также какие направления убыточны и в какой степени. При этом наиболее вы­годные направления могут получить дополнительное финансиро­вание, тогда как убыточные — сняты с финансирования. Однако малоприбыльные (неприбыльные) направления могут быть перс­пективными, и наоборот, прибыльные направления — не иметь перспектив. В этом случае неприбыльные направления могут по­лучить дополнительное финансирование. Бюджеты дают возмож­ность предприятию и его подразделениям (в которых составля­ются бюджеты) сопоставлять свои затраты с объемом финансо­вых ресурсов и вносить соответствующие коррективы в деятель­ность, изыскивать недостающие средства, планировать разме­щение временно свободных средств, получать средства тогда, когда в них есть потребность и пр.

Выделяют бюджеты: общий, операционные (или текущие), движения денежных средств, доходов и расходов, обязательств и вложений компании по основным счетам активов и пассивов, капитальные бюджеты. Основными являются операционный и капитальный бюджеты. Операционный (текущий) бюджет и отчет о прибылях и убытках имеют много общего. Бюджет до­ходов и расходов предприятия аккумулирует, отражает поло­жительный и отрицательный денежные потоки на предприятии, а также баланс доходов и расходов по предприятию в целом (по его основным программам) и в разрезе центров ответствен­ности. Что касается общего бюджета компании, то он включает в себя вышеназванные бюджеты в качестве своих составных частей. Трудность бюджетирования заключается в том, что на предприятиях обычно существует несколько центров ответ­ственности.