logo search
ответы к госам-1

94. Система управления организацией и ее элементы.

Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих систему, создаваемую для обеспечения управленческих воздействий управляющих органов на объекты управления.

Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.

Управление – это процесс воздействия на систему с целью поддержания заданного или перевода её в новое состояние.

Система управления:

механизм такого воздействия;

совокупность всех элементов, подсистем и их взаимосвязей

процессы обеспечивающие функционирование организации в заданном направлении .

При этом любая система управления должна иметь четыре основных

элемента:

Выход основной системы.

Воспринимающее устройство, измеряющее и передающее информацию о состоянии выхода.

Канал обратной связи.

Блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Очевидно, что именно система управления организации имеет возможность адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия, что придаёт организации способность к адаптации в изменяющихся условиях, делает её саморегулируемой.

Понятие системы управления и её значение на предприятии

Управление – это регулирование процессов вложения и обра­ботки ресурсов, производства и реализации продукции.

Характер и эффективность процесса производства товаров или услуг обуславливается уровнем организации его управления. Оно неотделимо от процесса производства, является его составной частью, необходимым элементом.

Основные задачи управления [10, с. 59]:

обеспечение наиболее эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов;

создание предпосылок для всемерного повышения эффективности производства.

Сложность и динамичность современных технологических процессов, информационных потоков, производственных и хозяй­ственных связей, значительный объем работ по сбору и обработке информации – все это обуславливает повышение требований к организации управления предприятием.

Функциональное назна­чение управления – обеспечить единство, соответствие и согласо­ванность всех звеньев производства, для того, чтобы производ­ственно-хозяйственная деятельность осуществлялась бесперебой­но и способствовала достижению плановых целей при наимень­ших затратах ресурсов.

Для того, чтобы объединить различные аспекты управленческой деятельности организации в единое целое, необходимо интегрировать их в рамках соответствующей управленческой системы.

Общей целью управленческой системы является максимально возможное повышение эффективности управления организацией в целом или его конкрет­ной части (например, управления производством или организационным поведе­нием). В этой системе организационный контроль должен быть встроен в ие­рархические подсистемы, соответствующие реализации прав и обязанностей участников организации и обеспечивающие необходимую координацию и инте­грацию, а также в информационно-справочные подсистемы с функциями ин­формационного обеспечения организационного поведения фирмы или ее участ­ников, стратегического управления и контроля.

Управление не может существовать отдельно от его объекта, поэтому содержание функций управления в каждом конкретном случае в значительной мере определяется особенностями управля­емого объекта.

При управлении предприятием реализуются как общие функ­ции, характерные для всех систем, так и функции, присущие только данной системе. Наличие общих функций предопределяет прин­ципиальное единство структуры процесса управления на предпри­ятиях независимо от их отраслевой принадлежности.

Основными функциями управления предприятием являются:

перспективное и текущее планирование;

организация и регулирование;

мотивация и координирование;

контроль и учет.

Планирование. Важнейшей функцией управления считают пла­нирование. Оно позволяет поддерживать пропорциональность про­изводства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходи­мая организация хода производства – динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.

Организация. Организация производства представляет собой со­вокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное ис­пользование предметов и средств труда в процессе трудовой дея­тельности с целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий. Только при соответствующей организации про­изводства продукции становятся возможными эффективное взаимодействие людей в процессе совместного труда, целенаправлен­ность и четкая согласованность всех элементов системы. Тем са­мым обеспечивается оптимальное сочетание следующих процес­сов: основных (производственно-технологических), вспомогатель­ных (энергетическая, ремонтная и другие службы) и обслуживаю­щих (контроль за качеством продукции, транспортные и складс­кие операции и т.д.).

Мотивация персонала. Давно известно, что оказывать воздей­ствие на людей, стимулируя их к труду, для успешного выполне­ния поставленных задач можно с помощью двух основных методов: поощрения и наказания. Итогом эволюции менеджмента явилось понимание необхо­димости перехода от системы наказаний к стимулированию по­ощрением. Люди, работающие в современных организациях, обыч­но гораздо в большей степени образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому мотивы их трудовой деятельности оказываются более сложными для воздействия. То, что является эффектив­ным для мотивации одних людей, может быть второстепенным или даже совершенно неважным для других. Система стимулов представляет собой совокупность вознаграждений, обещанных работнику за выполнение данной работы с определенной эффек­тивностью.

Контроль. Это заключительная функция цикла менеджмента. Контроль заключается в наблюдении за ходом производственных процессов, выявлении отклонения от них. С помощью учета ре­зультатов работы достигается оценка ее итогов. Универсальной системы контроля нет. Система контроля долж­на разрабатываться в зависимости от индивидуальных особенно­стей каждого предприятия.

Координация – это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координа­ции – достижение согласованности в деятельности всех звеньев управления ор­ганизацией путем установления рациональности связей (коммуникаций) между ними. Согласно теории А. Файоля, координировать – это значит согласовать все операции в предприятии таким образом, чтобы обеспечить его функциони­рование и успех; и это значит – учитывать в отношении каждой опера­ции – технической, коммерческой, финансовой и т. д. – те обязательства и след­ствия, которые она влечет за собой для всех других операций предприятия.

Основные методы управления на предприятии

(схема, описание, достоинства и недостатки)

Метод управления – совокупность приемов и способов воздей­ствия на управляемый объект для достижения целей [13, с. 144].

В менеджменте существует очень большое разнообразие мето­дов управления и их классификаций. Наиболее широкое распрост­ранение получила классификация методов управления в зависи­мости от их содержания, направленности и организационной фор­мы, что отражает административное, экономическое и социаль­ное воздействие на управляемую систему (схема 5).

Методы

1. Организационно-распорядительные (основанные на прямых продажах)

2. экономические (обусловлены экономическими стимулами)

3. Социально –психологические (применяются с целью повышения социальной активности сотрудников)

Организационно-распорядительные, или организационно-админи­стративные, методы управления. Задача организационно-распорядительной или организацион­но-административной деятельности состоит в координации дей­ствий подчиненных. Организационно-административное воздей­ствие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.

Организационные методы предусматривают разработку органи­зационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения, ответственных лиц и предполагают контроль испол­нения, за которым следуют новые организационно-распорядитель­ные действия.

Организационно-распорядительные (организационно-админи­стративные) методы в основном опираются на власть руководите­ля, его права, присущую организации дисциплину. Организационно-распорядительные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряже­ния, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, а также систему администра­тивных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти ме­тоды помогают обеспечить организационную четкость и дисцип­лину труда. Регламентируются они правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воз­действия относится непосредственная связь руководителя и под­чиненного. Прямые воздействия в конечном счете могут привести к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Косвенные методы являются наиболее эффектив­ными, если они осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.

Экономические методы управления. Экономические методы за­нимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь эконо­мическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические ин­тересы управляемого объекта.

В случае использования экономических методов управления кол­лектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной пла­той, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категория­ми, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах:

планирование;

ана­лиз;

хозрасчет;

ценообразование;

финансирование.

Социально-психологические методы управления. Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологичес­ких факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных ра­ботников, что поможет сформировать коллектив с едиными целя­ми и задачами.

Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Убеж­дая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

Необходимость использования в практике управления организа­цией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкрет­ной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психоло­гического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать:

планирование социаль­ного развития трудовых коллективов;

убеждение как метод воспи­тания и формирования личности;

экономическое соревнование;

критика и самокритика;

постоянно действующие производствен­ные совещания, которые выступают как метод и как форма учас­тия трудящихся в управлении;

различного рода ритуалы и обряды.