89. Анализ финансовых результатов функционирования предприятия.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Важным показателем является прибыль предприятия. Анализ прибыли рассматривается как с точки зрения факторов ее образования и формирования, так и распределения.
Таким образом, базой проведения анализа финансовых результатов предприятия является принятая для всех предприятий и организаций независимо от форм собственности и форм хозяйствования единая модель образования и распределения прибыли в условиях рыночной экономики.Модель включает ряд расчетов:
1. Прибыль от реализации продукции (от продажи).
2. Прибыль до налогообложения.
3. Чистая прибыль.
Основными задачами анализа финансовых результатов предприятия является:
динамика прибыли, рентабельности,
контроль за получением прибыли,
влияние факторов при анализе формирования прибыли, рентабельности,
резервы роста прибыли, рентабельности.
Источники анализа: ф №2 отчетности "Отчет о прибылях и убытках", ф №1 Бухгалтерский баланс, данные бизнес-плана, данные бухгалтерского учета по счетам, данные финансового плана, бизнес-плана, пояснительная записка, аналитическая ведомость по счетам бухгалтерского учета.
Прибыль является конечным показателем хозяйственной деятельности и отражает финансовый результат.
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в сфере материального производства, где находит отражение уровень организации производства, эффективность использования ресурсов, экономические взаимоотношения между пищевыми предприятиями, государством, покупателями, поставщиками и банком. Прибыль включает – прибыль от реализации продукции – основная прибыль, полученная от промышленной деятельности. Прибыль от реализации – выручка от реализации продукции (за минусом НДС, акцизов и др. платежей) – себестоимость реализованной продукции.
С 1 января 2000 года несколько изменилась ф.№2 годовой отчетности. Поэтому прибыль от реализации продукции называется прибыль от продажи. В связи с этим, Прибыль (убыток) от продажи = Выручка от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и др. платежей) – себестоимость проданных товаров. При анализе по форме №2 на эту прибыль влияют факторы: себестоимость продукции, объем продаж, цены (качество продукции), коммерческие расходы, ассортиментные сдвиги. (Анализ проводится по старой форме отчетности №2, т.к. новых данных пока нет).
Рассмотрим эти факторы.
Себестоимость продукции при влиянии на прибыль берется готовой цифрой из формы №2. Объем продаж (объем реализованной продукции) прямо влияет на прибыль, т.е. чем больше объем продаж, тем больше прибыль. Качество продукции выражается через цены, т.е. условно считается чем больше цена, лучше качество.
К прибыли до налогообложения по форме №2 (с 1 января 2000 г.) относят: Прибыль от продажи + операционные доходы – операционные расходы + внереализационные доходы – внереализационные расходы. К операционным доходам относят: доходы от участия в других организациях и прочие доходы.
К внереализационным доходам (расходам) относят: штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров, убытки по операциям с тарой, поступление и списание дебиторской и кредиторской задолженности, прибыль от долевого участия в СП, от сдачи имущества в аренду, от курсовой разницы валютных операций и др.
Эта прибыль до 2000 г. называлась балансовой прибылью. Т.о. балансовая прибыль включала: прибыль от реализации продукции плюс прибыль от прочей реализации плюс прибыль от внереализационных доходов и расходов. К прибыли от прочей реализации относится прибыль от непромышленной деятельности подсобного сельского хозяйства, капремонта зданий и сооружений.
Рентабельность – означает прибыльность, доходность предприятия. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность, определяемую в % к затратам средств или производственным фондам.
В связи с этим в практике анализа применяют 2 показателя: общая рентабельность и рентабельность продукции.
Общая рентабельность определяется:
, где:
Бп – балансовая прибыль, т.р.Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, т.р.
Оср – среднегодовая стоимость оборотных средств, т.р.
Этот показатель используется только в аналитических целях. Основным показателем является уровень рентабельности продукции –
, где:
Ур.прод. – уровень рентабельности продукции.Прибыль от реализации продукцииС/с – себестоимость продукции.
Этот показатель используется при кредитных отношениях (при выкупе) и отражает эффективность текущих затрат. Т.к. отсутствует удельная фондоемкость изделий, данный показатель отражает прибыльность (доходность) изделий. Анализ по данному показателю проводится следующим образом: определяется влияние факторов на числитель – прибыль и знаменатель (себестоимость). Анализ был описан в предыдущих главах.
Анализ рентабельности продукции т.о. заключается в сопоставлении плановой и фактической рентабельности каждого вида продукции. Например, по изделиям.
Финансовый анализ представляет собой совокупность методов ,позволяющих определить относительное финансовое положение предприятия путем оценки различных параметров и сравнения их с аналогичными параметрами других предприятий. Применение аналитических методов помогает обнаружить слабые стороны предприятия –потенциальные источники возможного возникновения проблем в будущем ,а также определить его сильные стороны ,на которые в дальнейшем предприятие может опираться. Принято выделять два вида фин.ананлиза внутренний и внешний.
Внутренний фин.анализ –это анализ ,проводимый для собственных потребностей предприятия\например ,для определения его ликвидности или для оценки его результатов в прошлом\
Целью внешнего анализа ,инициатива проведения которого не принадлежит предприятию
может быть оценка его кредитоспособности и инвестиционных возможностей.
Основным инструментом финансового анализа являются финансовые коэффициенты которые показывают соотношения между различными показателями в отчетах предприятия.
Наиболее распространенными финансовыми коэффициентами являются коэф.рентабельности.
Рентабельность –это результат сложного стратегического решения. Рентабельность отражает влияние показателей ликвидности , управление активами и регулирование долговых отношений на результаты деятельности предприятия.
Существует две основные группы коэф.рентабельности
1.коэф.рентабельности продаж
2.коэф.рентабельности инвестиций
1.В коэф.рентабельности продаж входят коэф.валовой прибыли,операционной прибыли,
прибыли до уплаты налогов и чистой прибыли.
Валовая прибыль определяется как доход от реализации продукции за минусом ее с\с.
Операционная прибыль\прибыль от продаж\ - это прибыль , которая остается после вычета из валовой прибыли расходов по реализации и управлению расходов.
Прибыль до уплаты налогов иногда еще называют балансовой прибылью.Коэф.этого вида прибыли показывает влияние структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность.
Коэффициент чистой прибыли –это отношение прибыли после уплаты налогов на объем продаж.
2.Коэфициенты рентабельности инвестиций в них входят ROCE,ROE,NAT ,коэф.прибыли на общую сумму активов.
Коэф.прибыли на используемый капитал = отношение прибыли на используемый капитал,% Этот коэф.иногда называют также основным финансовым коэф. Используемый капитал равен сумме акционерного капитала и долгосрочных обязательст.Коэф.прибыли на используемый капитал является наиболее важным показателем общей эффективности управления ,так как он дает отношение результатов деятельности предприятия.
Коэф.прибыли на акционерный капитал = отношение прибыли после уплаты налогов деленное на акционерный капитал %,Коэф.ROE показывает общую прибыль на капиталовложения акционеров после уплаты налогов.
Коэф.прибыли на общую сумму активов =отношение прибыли после уплаты налогов на сумму активов %в этой формуле сумма активов равна основным средствам плюс оборотные средства.
Оборачиваемость чистых активов/NAT\=объем продаж на сумму чистых активов,%,этот
Коэф.показывает ,сколько раз происходит оборот суммы чистых активов по отношению к продажам.
Коэф.эффективности управления.
С помощью финансовых коэф.можно также оценить результативность работы руководства предприятия с имеющимися в его распоряжении ресурсами.
Период оборачиваемости запасов = запасы *число дней в периоде на с\с продаж. Он показывает расчетное количество дней ,необходимое для оборота запасов ,выраженных через с\с продаж.
Период погашения дебиторской задолженности = дебиторская задолженность*число дней в периоде на объем продаж. Этот коэф.показывает расчетное кол-во дней погашения кредита ,взятого дебиторами.
Период погашения кредиторской задолженности = кредит.задолж.*число дней в периоде на с\с продаж.Этот коэф.показывает расчетное кол-во дней для погашения предприятием кредита ,полученного от его поставщиков.
- 1. Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация и факторы снижения затрат.
- 2. Источники финансовых средств предприятия. Основные показатели финансовой устойчивости предприятия.
- 3. Производственные запасы предприятия: виды, планирование и методы управления.
- 4. Логистический подход в управлении запасами организации.
- 5. Оборотные средства предприятия. Показатели использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
- Разновидности производственной структуры
- Типы производств и их технико-экономическая характеристика
- 8. Сырьевая база предприятия. Понятие и классификация видов сырья. Основные направления экономии сырьевых ресурсов.
- 9. Основные показатели производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Методы их расчета.
- 10. Инфраструктура и функции рыночной экономики.
- 11 . Производственный процесс, его структура и организация.
- 12. Стратегическое прогнозирование, его сущность и содержание. Двухфакторные модели стратегического прогнозирования.
- 1.1. Стратегическое планирование: суть и содержание
- 13. Особенности стратегического планирования холдингов, концернов, корпораций.
- 17. Цена конечной продукции предприятия: понятие, функции, классификация.
- 18. Организация основного производства на предприятии.
- Техническая подготовкаТехническая подготовка основного производства включает выполнение следующих работ:
- Организация производственного потока
- Признаки поточного производства
- 19. Организация вспомогательного производства на предприятии.
- Организация складского хозяйства Основными задачами складского хозяйства являются:
- Организация внутризаводского транспорта
- 20. Понятие и показатели качества конечной продукции. Система управления качеством.
- 21 . Управление персоналом трудовыми ресурсами предприятия. Его роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
- 22. Организации деятельности менеджера.
- 23. Организация труда персонала, как функция экономиста-менеджера. Роль организации труда в повышении экономической эффективности предприятия.
- 24.Производительность труда и пути ее повышения. Методы измерения производительности труда.
- Факторы роста производительности труда
- 25. Трудовые ресурсы предприятия. Показатели и факторы их эффективного использования.
- 1.1. Трудовые ресурсы общества и предприятия
- 26. Понятие лидерства. Лидер и менеджер. Основные принципы и методы руководства.
- 27. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: цели, формы, методы государственного регулирования.
- 28. Показатели состояния и движения основных фондов предприятия.
- 31. Экономическое содержание, состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств предприятия.
- 32. Использование основных фондов предприятия. Износ и амортизация. Амортизационный фонд. Сущность ускоренной амортизации.
- 33. Малые предприятия как органичный элемент рыночной системы. Особенности организации и функционирования сферы малого бизнеса.
- 34. Экономическая эффективность инвестирования организации.
- 35. Материалоемкость продукции. Основные направления экономии материальных ресурсов предприятия.
- 37. Расчет численности персонала на основе трудовых нормативов.
- 38. Производственная мощность предприятия. Пути улучшения ее использования. Понятие производственной мощности (пм) предприятия
- 39. Принципы, задачи и направления современного развития менеджмента.
- 40. Инвестиционная деятельность предприятия. Источники инвестиций.
- 41. Виды планирования, их сущность.
- 42. Виды норм труда и методы их установления.
- 2.4. Методы нормирования труда
- 43. План технического развития производства и повышения его эффективности. План технического развития производства
- План повышения экономической эффективности производства
- Расчет эффективности вложения средств в условиях инфляции
- 44. Сбытовая политика предприятия. Каналы распределения и движения товаров.
- 45. Смета затрат на производство и реализацию продукции, ее назначение. Структура себестоимости продукции на перерабатывающих предприятиях апк.
- 46. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 47. Сущность системного и ситуационного подходов в менеджменте.
- 48. Социально-экономическая сущность маркетинга. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований.
- 49. Акционерное общество открытого типа, его роль, организационные особенности.
- Отличительные особенности оао от зао
- 50. Текущее планирование деятельности предприятия.
- 51. Косвенные статьи калькуляции, их распределение по видам готовой продукции.
- 52. Значение и классификация норм и нормативов в планировании.
- 53. Внутрипроизводственные резервы и их классификация, методы выявления и использования в целях повышения эффективности производства.
- 54. Пути снижения себестоимости продукции на перерабатывающих предприятиях. Значение деления расходов на условно-постоянные и условно-переменные.
- 55. Определение потребности и стоимости сырья, топлива и энергии. Основные направления их экономии.
- 56. Акционерное общество закрытого типа, его организационные особенности.
- 57. Прямые статьи затрат в себестоимости продукции и методика их расчета.
- 58. Нормирование труда и его роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
- 59. Планирование труда в организации и его стимулирование.
- 61. Основные этапы развития менеджмента.
- 62. Организационно-правовые формы предприятия, предусмотренные Гражданским Кодексом рф.
- 63. Организация складского хозяйства. Виды складов. Организация внутризаводского транспорта.
- 64. Планирование производства и реализации продукции.
- 65. Виды вспомогательных производств и факторы, влияющие на их организацию.
- 66. Бизнес-планирование в деятельности предприятия. Его цели, задачи и структура.
- 67. Оценка конкурентного положения предприятия.
- 68. Процессы обновления и модернизации на предприятии.
- 69. Планирование безубыточной работы предприятия.
- 71. Анализ внешней среды организации.
- 72. Виды и уровни стратегического планирования организации.
- 73. Стратегические установки и их цели.
- 74. Стили принятия решений.
- 4. Либеральный стиль
- 75. Управление внутренними ресурсами предприятия.
- 76. Стратегии внутреннего развития предприятия.
- 1) Более глубокое внедрение на рынок(концентрация).
- 2) Развитие рынка.
- 3) Разработка нового продукта(обновление).
- 77. Стратегии внешнего развития компании.
- 78. Стратегии компании в период спада производства.
- 79. Финансовая оценка стадий жизненного цикла организации при разных стратегиях.
- 80. Оперативное планирование в организации.
- 81. Управленческий и финансовый учет.
- 82. Взаимосвязь затрат и цен продукции предприятия .
- 83. Калькуляция себестоимости продукции с полным распределением затрат.
- 84. Калькуляция себестоимости продукции по предельным затратам.
- 85. Анализ затрат и результатов в деятельности организации.
- 86. Планирование трудовых ресурсов на предприятии.
- 87. Системы стимулирования и мотивации работников предприятия.
- 88. Управление процессом планирования на предприятии.
- 89. Анализ финансовых результатов функционирования предприятия.
- 90. Оценка конкурентного положения предприятия на основе swot- анализа.
- 91. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования.
- 92. Организация как основа менеджмента.
- 93. Основные характеристики организации.
- 94. Система управления организацией и ее элементы.
- 95. Основные функции менеджмента.
- 96. Структура стратегического управления компанией.
- 97. Стратегии управления компанией.
- 98. Цели, видение и миссия предприятия.
- 1.3.3. Формирование целей компании
- 99. Стратегия использования потенциала человека в организации.
- 101. Сущность логистического подхода.
- 102. Концептуальные направления в логистике.
- 103. Роль маркетинга в обеспечении качества и конкурентоспособности.
- 104. Оплата труда в странах с развитой рыночной экономикой.
- Вопрос 72. Виды и уровни стратегического планирования
- Вопрос 73. Стратегические установки и их цели
- 107. Программно-целевое планирование на предприятиях.
- Вопрос №108. Организация оплаты труда и её роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия