logo
ответы к госам-1

96. Структура стратегического управления компанией.

стратегическому управлению компанией-это такое управление, которое на основе анализа внешней и внутренней сред хозяйствующего субъекта предусматривает разработку долгосрочного прогноза его наиболее вероятного развития, позволяющего обосновать, спланировать и организовать ее деятельность на основе запросов потребителей; добиться конкурентных преимуществ; своевременно проводить совершенствование структуры и организационной культуры компании, чтобы наращивать ее мощь и достигать желаемые цели.

Структуру стратегического управления можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов; блок-схема которой изображена на рис. 1 [2].

Исходным моментом стратегического управления служит анализ среды, так как он обеспечивает базу для видения перспективы, определения миссии и целей компании, а также для выработки стратегии поведения, позволяющей хозяйствующему субъекту осуществлять свою миссию и достичь поставленные цели. Одной из ключевых ролей управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Любая компания вовлечена в три процесса: получение ресурсов из внешней среды (вход); превращение ресурсов в продукт (преобразование); передача продукта во внешнюю среду (выход). Управление призвано обеспечивать баланс между входом и выходом. Как только в компании нарушается этот баланс, она вступает на путь, который может привести ее к гибели. Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды компании.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономических, правовых и политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития народного хозяйства, инфраструктуры и т. д. Эти составляющие назовем компонентами.

Непосредственное окружение изучается по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты и рынок рабочей силы.

Внутренняя среда изучается по следующим направлениям: кадры компании, организация управления, производство, финансы, маркетинг, организационная культура.

Второй этап включает разработку миссии и целей компании. Описание этих элементов представлено в разделе 1.3.

Третий этап – это определение стратегии, т. е. принятие решения по поводу того, что делать с бизнесом или отдельным продуктом, как развиваться компании, какое место занимать на рынке и т. п.

Четвертый этап – выполнение стратегии компании. Особенность этапа состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для достижения компанией поставленных целей. Таким образом, выполнение стратегии – это проведение стратегических изменений в компании, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Пятый этап – оценка и контроль выполнения стратегии. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения цели и собственно целями, стоящими перед компанией. Основные задачи контроля следующие: определение того, что и по каким показателям проверять; оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами и другими эталонными показателями; выяснение причин отклонений; осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и цели компании.