98. Цели, видение и миссия предприятия.
В конкурентной борьбе переходного периода экономики страны побеждает, как правило, та компания, которая имеет четкие ориентиры, сформированные в результате интеграции точек зрения трех групп людей. Во-первых, это люди, создающие компанию, для решения своих проблем и достижения поставленных ими целей. Эти люди могут быть вне организации или войти в ее состав. Во-вторых, это сам трудовой коллектив компании. В-третьих, это внешнее окружение, прежде всего покупатели, общественность, деловые партнеры и конкуренты, поставщики сырья и др. Каждая группа имеет свои целевые установки, которые, конечно, должны учитывать интересы компании. Желания и устремления трех перечисленных выше групп людей далеко не всегда совпадают друг с другом. Разрешить эти противоречия должны управленцы компании путем установления ее целевых ориентиров. Управление можно считать эффективным в том случае, если обеспечивается такое руководство организацией, при котором достигаются цели людьми (группами людей), от которых зависит успех функционирования компании.
Целевое начало в управлении компанией формируется в миссии и целях.
Миссия – это утверждение по поводу существования компании. Грамотно сформулированная миссия имеет не только философское звучание, но и несет в себе нечто оригинальное, присущее той компании, в которой она выработана.
Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию компании, независимо от того, что организация из себя представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия компании должна быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление и сочетание интересов этих трех групп людей.
Факторы выработки миссии. Миссия должна вырабатываться с учетом следующих основных факторов: история компании, в процессе которой вырабатывалась ее философия, формировался ее профиль и имидж, место на рынке и т. п.; стиль поведения и методы действия собственников и управленческого персонала; состояние среды обитания компании; ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; отличительные особенности, которыми обладает компания.
Цели формулирования миссии. Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее впечатление о том, что из себя представляет компания, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации и представлении субъектов внешней среды.
Во-вторых, миссия способствует единению внутри компании и созданию корпоративного духа.
В-третьих, миссия создает возможность для более эффективного управления компанией в силу того, что она является базой для установления целей компании, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования.
В-четвертых, миссия дает общий подход к распределению ресурсов компании и базу для оценки их использования; расширяет для работника смысл и содержание его деятельности, и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивации.
В то же время миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать компании. Она задает основные направления движения организации и отношение ее к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.
Цель компании – это желаемый конечный результат, на достижение которого направлена ее деятельность.
Цели служат исходным моментом прогнозирования и планирования ее деятельности. Они лежат в основе построения организационных отношений. Цели являются точкой отсчета в процессе оценки и контроля результатов труда отдельных работников, подразделений и компании в целом.
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой компании устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору их параметров, так и по количественной оценке этих показателей. Существует четыре сферы, в которых компании могут установить свои цели: доход компании; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников; социальная ответственность.
В крупной компании, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, формируется дерево целей, представляющее собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.
Одними из самых важных для стратегического управления являются цели развития компании. Данные цели отражают соотношение между темпами изменения объема продаж и прибыли организации и отрасли в целом. В зависимости от того, каково это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или же может уменьшаться. Соответственно этим типам темпа роста может устанавливаться цель или быстрого роста, или стабильного роста, или сокращения.
Цель быстрого развития является весьма привлекательной, однако, и очень сложной для достижения. В этом случае организация должна развиваться быстрее отрасли. Если для достижения данной цели у компании есть необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели развития.Цель стабильного развития предполагает, что при ее достижении компания развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что компания стремится сохранить неизменной свою долю рынка.
Цель сокращения ставится, когда компания вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели может не означать, что в организации протекают кризисные явления. Например, необходимость сокращения может возникнуть после периода быстрого роста.Требования к целям. Накопленный опыт по установлению целей хозяйствующих субъектов позволяет выделить несколько ключевых характеристик, которым должны удовлетворять корректно сформулированные цели.Достижимость. В целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей.Измеримость. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить с определенной точностью.Гибкость. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.Совместимость. Она предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели – долгосрочным.
Приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность компании.
- 1. Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация и факторы снижения затрат.
- 2. Источники финансовых средств предприятия. Основные показатели финансовой устойчивости предприятия.
- 3. Производственные запасы предприятия: виды, планирование и методы управления.
- 4. Логистический подход в управлении запасами организации.
- 5. Оборотные средства предприятия. Показатели использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
- Разновидности производственной структуры
- Типы производств и их технико-экономическая характеристика
- 8. Сырьевая база предприятия. Понятие и классификация видов сырья. Основные направления экономии сырьевых ресурсов.
- 9. Основные показатели производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Методы их расчета.
- 10. Инфраструктура и функции рыночной экономики.
- 11 . Производственный процесс, его структура и организация.
- 12. Стратегическое прогнозирование, его сущность и содержание. Двухфакторные модели стратегического прогнозирования.
- 1.1. Стратегическое планирование: суть и содержание
- 13. Особенности стратегического планирования холдингов, концернов, корпораций.
- 17. Цена конечной продукции предприятия: понятие, функции, классификация.
- 18. Организация основного производства на предприятии.
- Техническая подготовкаТехническая подготовка основного производства включает выполнение следующих работ:
- Организация производственного потока
- Признаки поточного производства
- 19. Организация вспомогательного производства на предприятии.
- Организация складского хозяйства Основными задачами складского хозяйства являются:
- Организация внутризаводского транспорта
- 20. Понятие и показатели качества конечной продукции. Система управления качеством.
- 21 . Управление персоналом трудовыми ресурсами предприятия. Его роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
- 22. Организации деятельности менеджера.
- 23. Организация труда персонала, как функция экономиста-менеджера. Роль организации труда в повышении экономической эффективности предприятия.
- 24.Производительность труда и пути ее повышения. Методы измерения производительности труда.
- Факторы роста производительности труда
- 25. Трудовые ресурсы предприятия. Показатели и факторы их эффективного использования.
- 1.1. Трудовые ресурсы общества и предприятия
- 26. Понятие лидерства. Лидер и менеджер. Основные принципы и методы руководства.
- 27. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: цели, формы, методы государственного регулирования.
- 28. Показатели состояния и движения основных фондов предприятия.
- 31. Экономическое содержание, состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств предприятия.
- 32. Использование основных фондов предприятия. Износ и амортизация. Амортизационный фонд. Сущность ускоренной амортизации.
- 33. Малые предприятия как органичный элемент рыночной системы. Особенности организации и функционирования сферы малого бизнеса.
- 34. Экономическая эффективность инвестирования организации.
- 35. Материалоемкость продукции. Основные направления экономии материальных ресурсов предприятия.
- 37. Расчет численности персонала на основе трудовых нормативов.
- 38. Производственная мощность предприятия. Пути улучшения ее использования. Понятие производственной мощности (пм) предприятия
- 39. Принципы, задачи и направления современного развития менеджмента.
- 40. Инвестиционная деятельность предприятия. Источники инвестиций.
- 41. Виды планирования, их сущность.
- 42. Виды норм труда и методы их установления.
- 2.4. Методы нормирования труда
- 43. План технического развития производства и повышения его эффективности. План технического развития производства
- План повышения экономической эффективности производства
- Расчет эффективности вложения средств в условиях инфляции
- 44. Сбытовая политика предприятия. Каналы распределения и движения товаров.
- 45. Смета затрат на производство и реализацию продукции, ее назначение. Структура себестоимости продукции на перерабатывающих предприятиях апк.
- 46. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 47. Сущность системного и ситуационного подходов в менеджменте.
- 48. Социально-экономическая сущность маркетинга. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований.
- 49. Акционерное общество открытого типа, его роль, организационные особенности.
- Отличительные особенности оао от зао
- 50. Текущее планирование деятельности предприятия.
- 51. Косвенные статьи калькуляции, их распределение по видам готовой продукции.
- 52. Значение и классификация норм и нормативов в планировании.
- 53. Внутрипроизводственные резервы и их классификация, методы выявления и использования в целях повышения эффективности производства.
- 54. Пути снижения себестоимости продукции на перерабатывающих предприятиях. Значение деления расходов на условно-постоянные и условно-переменные.
- 55. Определение потребности и стоимости сырья, топлива и энергии. Основные направления их экономии.
- 56. Акционерное общество закрытого типа, его организационные особенности.
- 57. Прямые статьи затрат в себестоимости продукции и методика их расчета.
- 58. Нормирование труда и его роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
- 59. Планирование труда в организации и его стимулирование.
- 61. Основные этапы развития менеджмента.
- 62. Организационно-правовые формы предприятия, предусмотренные Гражданским Кодексом рф.
- 63. Организация складского хозяйства. Виды складов. Организация внутризаводского транспорта.
- 64. Планирование производства и реализации продукции.
- 65. Виды вспомогательных производств и факторы, влияющие на их организацию.
- 66. Бизнес-планирование в деятельности предприятия. Его цели, задачи и структура.
- 67. Оценка конкурентного положения предприятия.
- 68. Процессы обновления и модернизации на предприятии.
- 69. Планирование безубыточной работы предприятия.
- 71. Анализ внешней среды организации.
- 72. Виды и уровни стратегического планирования организации.
- 73. Стратегические установки и их цели.
- 74. Стили принятия решений.
- 4. Либеральный стиль
- 75. Управление внутренними ресурсами предприятия.
- 76. Стратегии внутреннего развития предприятия.
- 1) Более глубокое внедрение на рынок(концентрация).
- 2) Развитие рынка.
- 3) Разработка нового продукта(обновление).
- 77. Стратегии внешнего развития компании.
- 78. Стратегии компании в период спада производства.
- 79. Финансовая оценка стадий жизненного цикла организации при разных стратегиях.
- 80. Оперативное планирование в организации.
- 81. Управленческий и финансовый учет.
- 82. Взаимосвязь затрат и цен продукции предприятия .
- 83. Калькуляция себестоимости продукции с полным распределением затрат.
- 84. Калькуляция себестоимости продукции по предельным затратам.
- 85. Анализ затрат и результатов в деятельности организации.
- 86. Планирование трудовых ресурсов на предприятии.
- 87. Системы стимулирования и мотивации работников предприятия.
- 88. Управление процессом планирования на предприятии.
- 89. Анализ финансовых результатов функционирования предприятия.
- 90. Оценка конкурентного положения предприятия на основе swot- анализа.
- 91. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования.
- 92. Организация как основа менеджмента.
- 93. Основные характеристики организации.
- 94. Система управления организацией и ее элементы.
- 95. Основные функции менеджмента.
- 96. Структура стратегического управления компанией.
- 97. Стратегии управления компанией.
- 98. Цели, видение и миссия предприятия.
- 1.3.3. Формирование целей компании
- 99. Стратегия использования потенциала человека в организации.
- 101. Сущность логистического подхода.
- 102. Концептуальные направления в логистике.
- 103. Роль маркетинга в обеспечении качества и конкурентоспособности.
- 104. Оплата труда в странах с развитой рыночной экономикой.
- Вопрос 72. Виды и уровни стратегического планирования
- Вопрос 73. Стратегические установки и их цели
- 107. Программно-целевое планирование на предприятиях.
- Вопрос №108. Организация оплаты труда и её роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия