logo
ответы к госам-1

46. Личность и коллектив в производственном менеджменте.

Управление людьми, осуществляемое менеджером, основано на следующих принципах:

поддерживании у подчиненных чувства самоуважения (сначала надо похвалить подчиненного и только потом давать указания по улучшению работы);

уделять внимание проблеме, а не личностям;

требования должны быть четкими.

На основе оценки личности можно составить ее психологический портрет, в который входит:

темперамент;

характер; способность; направленность; интеллектуальность; эмоциональность; волевые качества; общительность; самооценка; уровень самоконтроля.

Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Гиппократ (5 в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь, черная желчь. Названия темпераментов соответствуют названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический – происходит от слова желчь, сангвинический – от слова кровь, флегматический – слизь и меланхолический – черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял тип темперамента у человек.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Сангвиник – обладает сильным типом нервной системы, уравновешенный, подвижный.

Холерик – обладает неуравновешенным типом нервной системы.

Флегматик – с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы.

Меланхолик – со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

ОБЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ни минуты покоя; доверяй, но проверяй; не торопи; не навреди.

Характер (в переводе с греческого "отпечаток"). Из структуры характера выделяются 4 группы черт по отношению: к труду\ к другим людям (отзывчивость, чуткость) \к самому себе\ к вещам (аккуратность, щедрость, скупость)

К. Леонград выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый. Как управлять, чтобы понизить уровень стресса?

Разработать систему приоритетов в своей работе.

Научиться говорить "нет", когда нет больше сил, взять еще работы.

Наладить хорошие отношения с руководителем.

Не занимать обвинительно агрессивной позиции.

Научная организация труда менеджера Под НОТ понимается комплекс технических, организационных, экономических, санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Для рационального использования рабочего времени нужны 3 момента:

Знать, на что оно тратится; Тратить на то, что нужно; Делать все как можно быстрее. Эти принципы можно еще дополнить полезными правилами Эрнста Дейла:

сокращайте степень подчиненности так, чтобы между директором и работником было максимум три звена;

не опекайте излишне своих подчиненных, т.к. это отнимает массу времени и отвлекает специалистов. Излишний контроль за подчиненными приводит к тому, что ваша деятельность приносит вам меньше пользы.

Из памятки по НОТ для специалиста.

всегда будь активен, инициативен, энергичен;

работай по расписанию; планируй и учитывай свою работу; веди деловой блокнот;

в рабочем помещении разговаривай мало и негромко; по телефону разговаривай вполголоса и кратко;

не кури в рабочем помещении, даже если это собственный кабинет;

никогда не раздражайся, имей бесконечное терпение; никогда не бранись, следи за своим лексиконом;

всякое дело требует исполнительности, дисциплины, инициативы;

имей чувство юмора и цени его у других;

будь опрятен и аккуратен во всем, не стыдись элегантности! Будь особенно корректен с женщинами!

ничего лишнего не должно быть на рабочем месте, чтобы попусту не суетиться и не искать нужное среди ненужного;

никогда при неблагоприятных обстоятельствах не теряй бодрость духа – наоборот, при столкновении с трудностями проявляй больше энергии и настойчивости и добивайся победы; не бойся эксперимента, будь внимателен к чужому мнению , даже если оно не верно; умей говорить, разговаривать, слушать; хорошее настроение положительно влияет на здоровье человека и повышает производительность его труда.

РЕЗЮМЕ Таким образом, исходным моментом управления персонала является психологический портрет личности, состоящий из следующих компонентов: темперамент, характер, способности, направленность, интеллект, эмоциональность, волевые качества, общительность. Уровень самооценки, способность к групповому взаимодействию. Оценку деловых качеств менеджера следует осуществлять по следующим компонентам: деловые качества, способность, культурный ценз, эрудиция, честность и порядочность, характер, темперамент, направленность, здоровье.