logo
ответы к госам-1

63. Организация складского хозяйства. Виды складов. Организация внутризаводского транспорта.

Основными задачами складского хозяйства являются: 1) обеспечение количественной и качественной сохранности товаро-материальных ценностей; 2) обеспечение своевременного снабжения производства сырьем;

3) снижение расходов на складские операции; 4) обеспечение своевременной приемки и сохранности всех материальных ценностей; 5) внедрение комплексной механизации ПРТС работ и другие.

Складское хозяйство пищевых предприятий - это комплекс складов, используемых для хранения материальных ценностей. Классификация складов В зависимости от объема выполняемых работ склады разделяются на: общезаводские; цеховые.

По отношению к производственному процессу: снабженческие; производственные; сбытовые.

По уровню специализации: специализированные универсальные.

По конструкции: открытые; полуоткрытые; закрытые (тарные и бестарные).

Многие пищевые предприятия располагают большими складскими емкостями, что обусловлено порой сезонностью производства сырья и продукции, большими интервалами в поставках сырья и материалов, заниженными штрафными санкциями за нарушение поставок, не восполняющими потери по этой причине и др.

Наличие складских емкостей для хранения сырья и материалов определяется в зависимости от величины необходимых производственных запасов.

Производственный запас сырья, материалов, топлива можно разделить на: 1) текущий; 2) гарантийный (страховой); 3) подготовительный (технологический); 4) сезонный запас.

Текущий запас обеспечивает работу предприятия между двумя очередными поставками, т.е. зависит от интервала поставок.

Гарантированный запас должен обеспечивать работу предприятия при возможных перебоях в снабжении.

Подготовительный (технологический) запас должен обеспечивать бесперебойную работу предприятия в течение периода, необходимого для подготовки сырья, материалов в годное для переработки состояние.

Сезонный запас создается при сезонном характере заготовки сырья, сезонном характере его потребления или доставки.

Издержки на хранение материальных ценностей: 1) стоимость капитала, инвестированного в запасы;

2) складские расходы, энергоснабжение, зарплата персонала; 3) налоги и страховые сборы, зависящие от стоимости запаса; падение ценности запасов из-за старения, порчи, краж.

Издержки, вызванные отсутствием запасов:

потерянное производственное время или сверхурочные работы, вызванные отсутствием важного для производства материала, деталей и другого ресурса;

стоимость отслеживания отложенных заказов клиентуры на готовую продукцию, которой не оказалось на складе;

издержки, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес клиентуры;

потерянный объем сбыта или даже утраченные клиенты.

Системы автоматического складирования и выдачи товаров (САС) или "автоматизированные склады" предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в склад и извлекают их оттуда по команде. Компьютер следит, где именно находится каждое изделие. Эта система исключает ручной труд, позволяет экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами.

Организация внутризаводского транспорта Промышленный транспорт представляет собой комплекс технических средств, машин и сооружений, предназначенных для перемещения грузов внутри предприятия и на его территории, а также для связи с транспортом общего пользования. Управление транспортным хозяйством осуществляется транспортным отделом. Промышленный транспорт пищевого предприятия выполняет две основные функции: транспортную и транспортно-технологическую.

Транспортная функция заключается в доставке сырья, полуфабрикатов, топлива на предприятие и вывозе готовой продукции и отходов производства с предприятия.

Транспортно-технологическая функция заключается в перемещении сырья и полуфабрикатов по рабочим местам производственного потока средствами внутризаводского транспорта.

Следовательно, под внутризаводским транспортом следует понимать транспорт, обеспечивающий технологический процесс производства и связанный с ним общим ритмом работы.

Роль внутризаводского транспорта возрастает при массовом выпуске продукции и непрерывном потоке, требующем ритмичной работы всех участков технологического процесса и комплексной механизации ПРТС работ.

Рациональная организация и комплексная механизация внутризаводских транспортных операций сокращает продолжительность производственного цикла, повышает коэффициент использования мощности оборудования, ликвидирует тяжелый труд на погрузочно-разгрузочных и транспортных операциях.

Решение задач в области рациональной организации внутризаводского транспорта пищевых предприятий может быть обеспечено за счет применения совершенных транспортных средств непрерывного действия и эффективного их использования.

Классификация необходима для выбора наиболее эффективного транспортного оборудования.

По характеру действия: различают транспорт непрерывного и периодического действия.

По границам назначения: внутрицеховой, межцеховой, внешний транспорт.

По виду применяемой энергии: механические, электрические, пневматические, гидравлические и ручные транспортные средства.

К транспорту непрерывного действия относятся:

конвейеры всех типов (роликовые, скребковые, с автоматическим адресованием грузов);

трубопроводы;

гравитационное (безмоторное) оборудование (винтовые и наклонные спуски, скаты, наклонные лотки).

К наиболее перспективным видам транспортных средств непрерывного действия относятся толкающий конвейер с автоматическим адресованием грузов и трубопроводы.

Толкающий конвейер с автоматическим адресованием грузов имеет программное управление, позволяющее одному рабочему управлять всеми операциями по автоматической погрузке, транспортировке и разгрузке сырья и полуфабрикатов по рабочим местам и готовых изделий в складские помещения.

С помощью такой системы можно распределять грузы по разным линиям, вновь собирать их на общий конвейер, отправлять в промежуточные склады-тупики.

Трубопроводы широко применяются на пищевых предприятиях для перемещения воды, масла, молока, сыпучих грузов.

Они имеют преимущества по сравнению со всеми другими видами транспортных средств. Перемещение в них достигается под давлением сжатого воздуха или с помощью всасывания (пневмотранспорт).

К транспортным средствам периодического действия относятся: грузоподъемные и транспортирующие механизмы; подвесные дороги; безрельсовый и рельсовый транспорт.

Безрельсовый транспорт может быть механизированным (авто-, электрокары, электротележки, электро- и автопогрузчики, штабелеукладчики) и немеханизированные (тележки, вагонетки).

Рельсовый транспорт - это наземные узкоколейные вагонетки, широко применяемые в ряде отраслей и использующие твердое топливо.

Однако рельсовый транспорт не обеспечивает высокой маневренности и малоэффективен.

Высокой маневренностью и универсальностью обладают автопогрузчики, которые успешно применяются для погрузки и разгрузки контейнеров с сырьем и готовой продукцией в авто- и железнодорожном транспорте. Они используются также и как штабелеукладчики.

Организация использования транспортных средств включает:

1) выявление номенклатуры грузов; 2) определение грузооборота и грузопотоков; 3) маршрутизация грузоперевозок; 4) выбор рационального типа транспортных средств и расчет необходимого их количества.

Исходными данными для определения номенклатуры грузов является производственная программа, планы снабжения и сбыта.

Грузооборот количество груза в тоннах, поступающее на предприятие, отправляемого с предприятия и перемещаемого внутри предприятия за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Различают внешний и внутренний грузооборот.

Грузопоток - количество груза, перемещаемого по определенному направлению определенными видами транспорта за планируемый период времени (год, квартал, месяц, сутки). При этом учитывается перевозка груза в обе стороны одного направления.

Выявление грузопотока необходимо, чтобы выбрать тип транспортных средств и их количество. Для выявления грузопотоков составляется шахматная ведомость.

В них указывают величину грузов, затем, определяя расстояние между этими пунктами, устанавливают способ перемещения.

Маршруты грузопотоков представляют в виде схем-графиков, нанесенных на генеральный план предприятия. Схему грузопотоков можно совместить со схемой производственного процесса.

При построении маршрутов могут быть применены следующие системы движения транспортных средств: кольцевая, маятниковая, двухсторонняя.

При маятниковой системе транспортные средства двигаются от пункта назначения с грузом и обратно без груза. Это менее эффективная система, чем кольцевая.

Двусторонний маршрут – разновидность кольцевого маршрута: туда с грузом и обратно с другим грузом.

Пути улучшения использования транспортных средств: правильный выбор вида транспорта; повышение коэффициента использования его грузоподъемности; организация рациональных маршрутов; правильная организация погрузочно-разгрузочных работ; внедрение бесперевалочной транспортировки грузов на основе применения пакетных и контейнерных перевозок с использованием унифицированной оборотной транспортной тары (тары-оборудования) и др