31. Экономическое содержание, состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств предприятия.
Оборотные фонды, обслуживая сферу производства, отличаются от основных фондов характером участия в производственном процессе, а именно: потребляются целиком в каждом производственном цикле, сразу и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства либо изменяют свою натурально-вещественную форму, либо полностью ее утрачивают.
Материальный состав оборотных фондов пищевой промышленности очень широк. Это не только сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, но и пар, холод, топливо, горючее, тара, и таро-упаковочные материалы, запасные части для текущего ремонта основных фондов, а также прочие предметы труда, быстроизнашивающиеся орудия труда и малоценный хозяйственный инвентарь и инструменты. Оборотные фонды состоят из производственных запасов и незаконченной продукции.
Для нормального функционирования предприятия ему необходимы еще и фонды обращения, функционирующие в сфере обращения.
Фонды обращения связаны с реализацией продукции. К ним относятся готовая продукция, денежные средства и средства в расчетах, дебиторская задолженность, заемные средства, что представлено.
Структура оборотных средств представляет собой процентное соотношение отдельных элементов в общей сумме оборотных средств, или удельный их вес в общей стоимости. Структура оборотных средств различна и зависит от специфики отраслей пищевой промышленности.
Важное значение имеет классификация оборотных средств на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым средствам относятся: производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, расходы будущих периодов, готовая продукция. К ненормируемым: товары, отгруженные покупателям, денежные средства и средства в расчетах.
Источники формирования оборотных средств в условиях рынка для нормируемых и ненормируемых оборотных средств различны, в связи с чем и оборотные средства делятся на следующие группы:
- собственные оборотные средства и приравненные к ним средства;
заемные оборотные средства, полученные во временное пользование в виде ссуд банка;
привлеченные оборотные средства;
- специальные оборотные средства.
За счет собственных оборотных средств предприятия формируются производственные запасы, заделы незавершенного производства и остатки готовой продукции на складах. Общий норматив (размер) собственных оборотных средств устанавливается для предприятий каждой отрасли промышленности в размере их минимальной потребности для образования запасов товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения планов производства и реализации продукции и осуществления всех расчетов в установленные сроки. Эти средства определяются масштабами производственно-хозяйственной деятельности предприятий и закрепляются за ними. Собственные средства в среднем для пищевой промышленности составляют пятую часть стоимости всех оборотных средств.
Совокупность оборотных фондов и фондов обращения представляет собой оборотные средства.
Во-первых, требуется постоянное поддержание оптимального запаса оборотных средств, обеспечивающего и непрерывность производственного процесса, и не выходящего за грань сверхнормативного запаса.
Во-вторых, требуется умение экономически грамотно распоряжаться уже имеющимися оборотными средствами и пополнять их запас по выгодным для предприятия ценам.
Наконец, третьим необходимым условием является умение рационально использовать денежные средства.
Перечисленные условия различны по своему содержанию и назначению. Это обусловливается тем, что производство продукции предприятиями пищевой промышленности является материалоемким.
Показатели эффективного использования оборотных средств
Показателями эффективного использования оборотных средств являются скорость оборота и коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств представляет собой количество оборотов, сделанных оборотными средствами за определенный период времени (квартал, год). Этот показатель рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости оборотных средств.
Скорость оборота оборотных средств определяется делением числа финансовых дней в году (в квартале) на коэффициент оборачиваемости. Этот показатель рассчитывается в днях и характеризует продолжительность одного оборота.
Показателями эффективного использования сырьевых ресурсов являются материалоотдача и материалоемкость. Материалоемкость продукции рассчитывается как отношение материальных затрат к объему реализованной продукции и показывает сколько сырья и материалов затрачивается на выпуск единицы продукции.Обратный материалоемкости показатель называется материалоотдачей, которая показывает, сколько продукции вырабатывается из единицы сырья.Чем лучше используется сырье, материалы и другие материальные ресурсы, тем ниже материалоемкость и выше материалоотдача. Для снижения материалоемкости продукции необходимо улучшать использование предметов труда, сокращать потери, не допускать выпуска некачественной продукции, осуществлять выпуск высококачественной продукции, соответствующей мировым стандартам; соблюдать правила ведения и организации технологических процессов; использовать более дешевые заменители ресурсов, не снижающие качества продукции.
- 1. Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация и факторы снижения затрат.
- 2. Источники финансовых средств предприятия. Основные показатели финансовой устойчивости предприятия.
- 3. Производственные запасы предприятия: виды, планирование и методы управления.
- 4. Логистический подход в управлении запасами организации.
- 5. Оборотные средства предприятия. Показатели использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
- Разновидности производственной структуры
- Типы производств и их технико-экономическая характеристика
- 8. Сырьевая база предприятия. Понятие и классификация видов сырья. Основные направления экономии сырьевых ресурсов.
- 9. Основные показатели производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Методы их расчета.
- 10. Инфраструктура и функции рыночной экономики.
- 11 . Производственный процесс, его структура и организация.
- 12. Стратегическое прогнозирование, его сущность и содержание. Двухфакторные модели стратегического прогнозирования.
- 1.1. Стратегическое планирование: суть и содержание
- 13. Особенности стратегического планирования холдингов, концернов, корпораций.
- 17. Цена конечной продукции предприятия: понятие, функции, классификация.
- 18. Организация основного производства на предприятии.
- Техническая подготовкаТехническая подготовка основного производства включает выполнение следующих работ:
- Организация производственного потока
- Признаки поточного производства
- 19. Организация вспомогательного производства на предприятии.
- Организация складского хозяйства Основными задачами складского хозяйства являются:
- Организация внутризаводского транспорта
- 20. Понятие и показатели качества конечной продукции. Система управления качеством.
- 21 . Управление персоналом трудовыми ресурсами предприятия. Его роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
- 22. Организации деятельности менеджера.
- 23. Организация труда персонала, как функция экономиста-менеджера. Роль организации труда в повышении экономической эффективности предприятия.
- 24.Производительность труда и пути ее повышения. Методы измерения производительности труда.
- Факторы роста производительности труда
- 25. Трудовые ресурсы предприятия. Показатели и факторы их эффективного использования.
- 1.1. Трудовые ресурсы общества и предприятия
- 26. Понятие лидерства. Лидер и менеджер. Основные принципы и методы руководства.
- 27. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: цели, формы, методы государственного регулирования.
- 28. Показатели состояния и движения основных фондов предприятия.
- 31. Экономическое содержание, состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств предприятия.
- 32. Использование основных фондов предприятия. Износ и амортизация. Амортизационный фонд. Сущность ускоренной амортизации.
- 33. Малые предприятия как органичный элемент рыночной системы. Особенности организации и функционирования сферы малого бизнеса.
- 34. Экономическая эффективность инвестирования организации.
- 35. Материалоемкость продукции. Основные направления экономии материальных ресурсов предприятия.
- 37. Расчет численности персонала на основе трудовых нормативов.
- 38. Производственная мощность предприятия. Пути улучшения ее использования. Понятие производственной мощности (пм) предприятия
- 39. Принципы, задачи и направления современного развития менеджмента.
- 40. Инвестиционная деятельность предприятия. Источники инвестиций.
- 41. Виды планирования, их сущность.
- 42. Виды норм труда и методы их установления.
- 2.4. Методы нормирования труда
- 43. План технического развития производства и повышения его эффективности. План технического развития производства
- План повышения экономической эффективности производства
- Расчет эффективности вложения средств в условиях инфляции
- 44. Сбытовая политика предприятия. Каналы распределения и движения товаров.
- 45. Смета затрат на производство и реализацию продукции, ее назначение. Структура себестоимости продукции на перерабатывающих предприятиях апк.
- 46. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 47. Сущность системного и ситуационного подходов в менеджменте.
- 48. Социально-экономическая сущность маркетинга. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований.
- 49. Акционерное общество открытого типа, его роль, организационные особенности.
- Отличительные особенности оао от зао
- 50. Текущее планирование деятельности предприятия.
- 51. Косвенные статьи калькуляции, их распределение по видам готовой продукции.
- 52. Значение и классификация норм и нормативов в планировании.
- 53. Внутрипроизводственные резервы и их классификация, методы выявления и использования в целях повышения эффективности производства.
- 54. Пути снижения себестоимости продукции на перерабатывающих предприятиях. Значение деления расходов на условно-постоянные и условно-переменные.
- 55. Определение потребности и стоимости сырья, топлива и энергии. Основные направления их экономии.
- 56. Акционерное общество закрытого типа, его организационные особенности.
- 57. Прямые статьи затрат в себестоимости продукции и методика их расчета.
- 58. Нормирование труда и его роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
- 59. Планирование труда в организации и его стимулирование.
- 61. Основные этапы развития менеджмента.
- 62. Организационно-правовые формы предприятия, предусмотренные Гражданским Кодексом рф.
- 63. Организация складского хозяйства. Виды складов. Организация внутризаводского транспорта.
- 64. Планирование производства и реализации продукции.
- 65. Виды вспомогательных производств и факторы, влияющие на их организацию.
- 66. Бизнес-планирование в деятельности предприятия. Его цели, задачи и структура.
- 67. Оценка конкурентного положения предприятия.
- 68. Процессы обновления и модернизации на предприятии.
- 69. Планирование безубыточной работы предприятия.
- 71. Анализ внешней среды организации.
- 72. Виды и уровни стратегического планирования организации.
- 73. Стратегические установки и их цели.
- 74. Стили принятия решений.
- 4. Либеральный стиль
- 75. Управление внутренними ресурсами предприятия.
- 76. Стратегии внутреннего развития предприятия.
- 1) Более глубокое внедрение на рынок(концентрация).
- 2) Развитие рынка.
- 3) Разработка нового продукта(обновление).
- 77. Стратегии внешнего развития компании.
- 78. Стратегии компании в период спада производства.
- 79. Финансовая оценка стадий жизненного цикла организации при разных стратегиях.
- 80. Оперативное планирование в организации.
- 81. Управленческий и финансовый учет.
- 82. Взаимосвязь затрат и цен продукции предприятия .
- 83. Калькуляция себестоимости продукции с полным распределением затрат.
- 84. Калькуляция себестоимости продукции по предельным затратам.
- 85. Анализ затрат и результатов в деятельности организации.
- 86. Планирование трудовых ресурсов на предприятии.
- 87. Системы стимулирования и мотивации работников предприятия.
- 88. Управление процессом планирования на предприятии.
- 89. Анализ финансовых результатов функционирования предприятия.
- 90. Оценка конкурентного положения предприятия на основе swot- анализа.
- 91. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования.
- 92. Организация как основа менеджмента.
- 93. Основные характеристики организации.
- 94. Система управления организацией и ее элементы.
- 95. Основные функции менеджмента.
- 96. Структура стратегического управления компанией.
- 97. Стратегии управления компанией.
- 98. Цели, видение и миссия предприятия.
- 1.3.3. Формирование целей компании
- 99. Стратегия использования потенциала человека в организации.
- 101. Сущность логистического подхода.
- 102. Концептуальные направления в логистике.
- 103. Роль маркетинга в обеспечении качества и конкурентоспособности.
- 104. Оплата труда в странах с развитой рыночной экономикой.
- Вопрос 72. Виды и уровни стратегического планирования
- Вопрос 73. Стратегические установки и их цели
- 107. Программно-целевое планирование на предприятиях.
- Вопрос №108. Организация оплаты труда и её роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия