Завершение группы
Работали вы вместе три часа, три дня или три месяца, однажды приходит время сказать группе: «мы выполнили все задуманное, и теперь пора прощаться». Очень важно, чтобы это вы завершили работу группы, а не позволили ей развалиться самой. Удачное завершение поднимет ценность всего прошедшего, неудачное — обесценит.
— Если вы проводили коррекционную работу, сделайте в конце так, чтобы люди наглядно увидели, услышали и почувствовали, насколько им стало лучше. Пусть это будет упражнение, которого участники раньше не смогли бы сделать или отзывы близких, сравнение тем, «как было раньше».
Дайте «объективные» данные: проведите тестирование и сравните с тем, что было в начале. Правильно сравните!
— Если речь шла о личностном росте, позвольте участникам похвалиться результатами и позаботьтесь об их наглядности. Организуйте презентацию успехов, яркое обсуждение, демонстрацию.
— Если вы чему-то учили, пусть это будет успешный экзамен, задание, которое участники с блеском выполнят, игра, где можно применить полученное.
Что бы вы ни делали, помните главное: вам надо внушить группе успех. «Вы не зря потратили время, — как бы сообщаете вы, — вам удалось, вы сделали это!»
Можно и без особого накала страстей. Но праздник нужен.
Устройте, наконец, вечеринку с шампанским. Пусть люди вспоминают группу с удовольствием. Как там у Штирлица? «Запоминается последнее?». Позаботьтесь об этом. И официально объявите, что работа закончена. Пусть у людей за плечами останется опыт тяжелой, трудной, интересной задачи, с которой они — справились.
Резюме
Формирование содержания групповой работы начинается с ответов на вопросы:
Что я могу предложить?
Зачем это мне, как ведущему?
Зачем это будущим участникам группы?
Будущим участникам может быть интересно:
решение проблем и получение выгод;
развитие и личностный рост;
обучение.
Основная схема содержания работы группы иерархически создается на основе простого цикла:
введение,
основная часть,
завершение.
Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают:
Собственно упражнения;
Игры;
Ролевые отыгрыши;
Индивидуальная работа;
Обсуждения;
Мозговые штурмы;
Конкурсы и соревнования;
Групповые трансы;
Лекции;
Демонстрации и примеры.
Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы).
Упражнение создается на основе следующей схемы:
Поставить четкую цель упражнения;
Представить себе реальные ситуации и поведение;
Выявить внутреннюю структуру;
Упорядочить эту модель;
Составить четкую инструкцию;
Подготовить соответствующую настройку;
Продумать возможные варианты итогового обсуждения-осмысления;
Провести несколько раз в «пилотном» режиме;
Подробно прописать весь текст;
Проводить.
Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем:
Любовь,
Злость,
Добро,
Несчастье.
При проведении обсуждения ведущему нужно обращать внимание на:
Осмысление предшествующего материала,
Использование речевых техник,
Утилизацию случайных реплик,
Сохранение роли «третейского судьи» и эксперта,
Правила организации дискуссии,
При групповом наведении транса нужно следовать схеме:
Фиксация внимания,
Перевод фокуса внимания,
Диссоциация сознательных и бессознательных процессов,
Углубление трансового состояния,
Утилизация (использование) трансового состояния,
Выведение из трансового состояния.
Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы.
Ведущие могут работать в паре:
Когда один из них ассистирует,
Когда ведущие работают попеременно,
Когда ведущие работают вместе.
Если ведущие работают вместе, желательно:
Говорить «вперехват»,
Выражать согласие с партнером,
Использовать образ «мы»,
Согласовать мировоззрение,
Привыкнуть к партнеру.
Завершая работу с группой, нужно:
Зафиксировать результаты работы;
Передать ощущение успеха,
Отпраздновать!
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература