Пространство
Еще до того, как вы начнете говорить, что называется, «официально», позаботьтесь об организации пространства.
Существует пять «вертикальных» уровней работы с группой и четыре основных типа расположения участников во время работы.
Уровни:
— лежа на полу (ковре, туристическом коврике, газоне);
— сидя на полу (ковре, туристическом коврике, газоне);
— сидя на стульях или другой мебели (скамейки, пеньки, бревнышки);
— стоя;
— стоя на стульях или другой мебели.
Типы:
— в общем кругу;
— аудиторией, лицом к ведущему, импровизированной сцене, экрану и т.д.;
— в микрогруппах: участники распределяются в пространстве по командам, «семьям», кружкам для обсуждения, соревнования, упражнений и т.д.;
— аморфно, в беспорядочном рассредоточении или в движении: каждый участник сам по себе. Обычно используется как состояние переходное, либо для выполнения индивидуальных заданий.
Зачем это нужно нам? В зависимости от размера группы мы выбираем, чтобы представиться, либо тот же уровень, что и у участников (группа небольшая), либо на один уровень выше (группа большая).
Обычно ведущий во время работы находится на том же плюс-минус один уровень, что и большинство участников группы. Стоя разговаривать с сидящими или лежащими на полу участниками не очень удобно. И наоборот.
Далее, в небольшой группенам удобнее находиться для представленияв общем кругу(и представляться наряду со всеми, первым или последним), ав группе большойлогично предложить людямрасположиться аудиториейи занять место на «сцене».
Расположение в микрогруппах мы обычно используем уже в последующей работе: когда предлагаем упражнения или темы для обсуждения. Представляться, когда участники объединены в микрогруппы, и ведущий оказывается как бы вне всех групп, вряд ли удобно.
В маленьких группах микрогруппы не нужны. А в больших такое распределение на отдельные эпизоды работы позволяет пользоваться преимуществами небольшой группы, когда это нужно ведущему, и затем возвращаться к работе в атмосфере группы большой.
По этим же причинам для разговора с группой неудобно аморфное состояние. Слишком легко рассеивается внимание участников.
Если группа достаточно большая, и мы выбираем для представления положение передаудиторией, дополнительно нужно решить, на какомрасстоянииот участников мы будем находиться. Обычно нам нужно встать или сесть так, чтобы хотя бы периферийным зрением видеть тех, кто сидит или стоит по краям (иначе они могут «выпасть» из общения). Вместе с тем, важно полагаться и на собственное «чутье»: если требование видеть крайних заставляет вас отойти слишком далеко, лучше пересадите крайних. Или смиритесь с их «недосягаемостью». Еще важнее, чем охватить всех взглядом, сохранять личный контакт с аудиторией, то есть находиться настолько близко, чтобы сидящие перед вами могли понять, на кого именно вы смотрите и к кому обращаетесь.
Да и голос повышать сверх меры не придется.
Итак, мы стоим или сидим на возвышении перед большой аудиторией на удобном расстоянии или находимся в общем кругу с группой маленькой.
Для представления себя, наверное, неразумно использовать вариант «ведущий в постоянном движении». Даже если обычный ваш стиль — частые перемещения, для начала все-таки дайте людям вас «засечь». В известном смысле происходит импринтинг — первоначальное запечатление. Позвольте группе запечатлеть именно вас, а не смазанное пятно.
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература