Представление
Следующее, что нужно сделать — установить личный контакт. То есть представиться и получить первую обратную связь. На это у вас есть примерно 90 секунд, и здесь свои правила:
Все то время, которое вы будете говорить вы — одновременно — будете устанавливать контакт глаз, что обеспечит вам и личный характер общения, и постоянную сиюминутную обратную связь. При всей простоте приема, он обеспечивает быстрое вхождение в психологическое пространство группы. Суть приема в том, чтобы, говоря с группой, смотреть не в пол, потолок или прямо перед собой, апереводить взглядс одного участника на другого,задерживаясьна каждом столько, сколько нужно, чтобы человек ваш взгляд заметил и отреагировал. Обычно на это нужно 3-5 секунд. Важно поймать встречный взгляд человека, что и выстроит нужный контакт глаз. Одновременно, напоминаем, вы говорите. Чтобы и говорить, и устанавливать контакт глаз в одно и то же время было для вас легко и естественно, нужна тренировка. Поэтому тренируйтесь.
Если, разумеется, вы и без того не владеете этой техникой.
Далее, за эти полторы минуты надо успеть сказать о себе главное (и именно в таком порядке):
Здравствуйте(любой подходящий вариант приветствия);
Меня зовут(тот вариант своего имени, который будет воспринят этой аудиторией — называться, например, Васёк, перед коллегами-психологами или сотрудниками солидных учреждений вряд ли уместно. Здесь больше подойдет суровое «Василий Ахметбурханович».);
Далее от вас ожидается краткий ответ на вопрос «кто я?». Не делайте старой-доброй ошибки, перечисляя все, что вы вообще можете о себе сказать. Помните, что у вас немного времени. Скажите главное: кто вы такой, что это позволяет вам стоять перед людьми и претендовать на место ведущего именно этой группы.
Если группа посвящена проблемам семьи и брака, не распространяйтесь о своей уникальной коллекции марок и опыте в лечении бронхитов. Аудиторию интересует, что вы из себя представляете именно в контексте семьи и брака. Вы двадцать лет состоите в счастливом браке, у вас трое детей, вы психолог с десятилетним опытом успешного консультирования именно в этой области, и наибольшие ваши удачи связаны с групповой работой — этой информации более чем достаточно.
Даже если Вы очень честный человек, рассказывать в этом месте, почему Вы НЕ самый лучший ведущий для этой группы — не просто глупо, но еще и не тактично. Эти люди уже пришли к вам. Им хочется, чтобы у них было лучшее.
Хотя бы из того, что они могут себе позволить.
Да, в мире есть специалисты лучше вас. (Они всегда есть, хоть в чем-то). Оставьте эту информацию на потом, если Вас кто-то специально спросит. Представьте себя перед началом работы с группой в максимально привлекательном свете — это не только помощь вам, но и долг вежливости по отношению к группе, которую вы беретесь вести.
Если вы уже в автобусе, и он набирает скорость, нужна ли Вам внезапная откровенность водителя о том, что он нечасто сидит за рулем и вообще-то побаивается предстоящего путешествия? Ведите смело, и уверенность группы в Вас придаст Вам сил оправдать это доверие. Или не ведите вовсе.
Итак, Вы поздоровались, сказали как Вас зовут и кто Вы такой, чтобы с группой с этого места разговаривать. Все это примиряет аудиторию с вами, но пока не мотивирует на сотрудничество.
Для сотрудничества нужно прямо здесь (коротко!) сказать самое важное: чем вы можете быть в контексте этой группы людям ПОЛЕЗНЫ. Зачем вы здесь. Это самое основное место в представлении. Именно тут вы декларируете свою готовность «оправдать доверие», обслужить тот интерес, ради которого ваша группа собралась. Здесь вы, по сути, обещаете. Обещаете, что будет интересно. Или полезно. Или трудно. Или все сразу. Обещаете показать и рассказать. Или помочь найти в себе. Или в других. Или раскрыть возможности. Или что-то еще. Вы провозглашаете цели группы и обещаете обслуживать группу в деле их достижения.
И если это место вашей «тронной речи» не встречает выраженного сопротивления, а напротив, понимание и поддержку, то, поддерживая цели, группа будет поддерживать и Вас. Как ведущего.
Вот первые полторы минуты прошли. Что, в результате, вы уже сказали группе? Вы сказали:
— «Здравствуйте» и вообще проявили дружелюбие;
— Как Вас называть (косвенно указав предлагаемый характер общения: Маша, Мария Семеновна и доктор Степанидина — эти разные обращения предполагают и разную дистанцию общения).
— Кто Вы, какова Ваша потенциальная ценность для группы.
— Что Вы здесь делаете, чем можете быть полезны, каковы цели вашей общей работы.
Здравствуйте, меня зовут Альберт Сидорович, в нашей группе меня можно называть Альбертом. Я музыковед с пятидесятилетним стажем, автор книг по музыкотерапии. В течение ближайших дней мы с вами разберемся, каким образом возможности такой терапии применимы к вашим повседневным проблемам, и как музыку можно использовать для саморегуляции и просто счастливой жизни…
И вот теперь, когда все это группе уже ясно, вы переходите к — руководству. Вы говорите волшебные слова: «Для этого нужно сделать…» и дальше отдаете первые осмысленные указания.
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература