logo
Работа с группой

Завершение группы

Работали вы вместе три часа, три дня или три месяца, однажды приходит время сказать группе: «мы выполнили все задуманное, и теперь пора прощаться». Очень важно, чтобы это вы завершили работу группы, а не позволили ей развалиться самой. Удачное завершение поднимет ценность всего прошедшего, неудачное — обесценит.

— Если вы проводили коррекционную работу, сделайте в конце так, чтобы люди наглядно увидели, услышали и почувствовали, насколько им стало лучше. Пусть это будет упражнение, которого участники раньше не смогли бы сделать или отзывы близких, сравнение тем, «как было раньше».

— Если речь шла о личностном росте, позвольте участникам похвалиться результатами и позаботьтесь об их наглядности. Организуйте презентацию успехов, яркое обсуждение, демонстрацию.

— Если вы чему-то учили, пусть это будет успешный экзамен, задание, которое участники с блеском выполнят, игра, где можно применить полученное.

Что бы вы ни делали, помните главное: вам надо внушить группе успех. «Вы не зря потратили время, — как бы сообщаете вы, — вам удалось, вы сделали это!»

Устройте, наконец, вечеринку с шампанским. Пусть люди вспоминают группу с удовольствием. Как там у Штирлица? «Запоминается последнее?». Позаботьтесь об этом. И официально объявите, что работа закончена. Пусть у людей за плечами останется опыт тяжелой, трудной, интересной задачи, с которой они — справились.

 

Резюме

Формирование содержания групповой работы начинается с ответов на вопросы:

Будущим участникам может быть интересно:

Основная схема содержания работы группы иерархически создается на основе простого цикла:

Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают:

Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы).

Упражнение создается на основе следующей схемы:

Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем:

При проведении обсуждения ведущему нужно обращать внимание на:

При групповом наведении транса нужно следовать схеме:

Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы.

Ведущие могут работать в паре:

Если ведущие работают вместе, желательно:

Завершая работу с группой, нужно:

Отпраздновать!