Суть группового конфликта и цели группы
Как мы уже говорили, неприкрытая борьба за власть не встречает сочувствия и понимания в большинстве психологических групп. Их участники достаточно цивилизованные люди, чтобы откровенных властолюбцев просто-напросто опасаться и недолюбливать. Даже в примитивных группах, там, где власть лидера держится на страхе в первую очередь, одного страха обычно недостаточно. Недостаточно, если у членов группы есть возможность из группы уйти. (В тюрьме, армии и подобных структурах такой возможности нет. Поэтому на страхе там основано очень многое). Там, где есть свобода уйти, откровенная тирания лидера ускорит такой уход и, как следствие, распад группы. А распад группы означает и окончание лидерства. Чего лидеру обычно не хочется.
Отсюда два попутных вывода: руководство может пытаться сохранить группу, когда в ней уже нет никакой нужды — это во-первых. Противники могут стараться развалить группу лишь для того, чтобы сместить ее лидера — это во-вторых.
Так или иначе, внешний рисунок конфликта в большинстве групп формируется вокруг благ, которые группа обещает своим участникам: вокругцелей, которые и делают группу — группой. Если подчинение тирану спасает от голодной смерти, то кроме страха есть и понимание: без него — хуже. Если наш лидер не просто сильнее всех, но и один знает дорогу за сокровищами — он нам нужен. Если наш руководитель раз за разом демонстрирует способность лучше других организовывать нам занятость и зарплату, то подчиняемся мы ему не только за тяжелый нрав, но и за выгоду…
Кнут и пряник…
И именно своей способностью наилучшим образом обеспечить достижение групповых целейаргументируют тогда претенденты на власть свои претензии. Собственно, вы не часто услышите что-то вроде: «Я лучше тебя знаю, как проводить психологическую коррекцию, поэтому я буду здесь командовать». Чаще это будет звучать: «Чтобы Васе было лучше, надо сделать так-то и так-то. Ты, Аня, скажи то-то, а вы, ребята, пока лучше помолчите…» Претензия на лидерство обычно не проговаривается вслух. Участники демонстрируют лидерское поведение, пытаясь провозглашать цели группы в своей редакции, обосновывая их благом группы, ее участников. Они справедливо полагают, что если группа согласится с их целями и поведением, то она примет и их претензии. Поэтому идеологической основой борьбы за власть и вообще всей стадии группового конфликта являются цели группы. Тот, кто контролирует цели, тот и руководит.
А значит, еще одним способом сместить или заместить лидера является смещение или замещение прежних целей группы новыми, которые старый лидер обслуживает не так хорошо. Идейные схватки перед участниками группы, споры о ценностях и целях с уже существующими лидерами, столкновения вокруг наилучшего варианта текущей работы на благо все тех же целей — все это борьба за власть.
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература