Эмоции в работе
Опыт, полученный в играх и упражнениях мы положим в основу передаваемого знания и навыка. Будь то обучающий семинар, коррекционная группа или личностный рост, всегда есть вещи, которые мы хотим вложитьв участников: навык, веру в себя или в будущее, желание развиваться… И если мы хотим делать это всерьез, то иосновадолжна быть устойчивой. Сильной. Сильным опыт делают эмоции.
Говорят, что актуальный опыт человека — это плод сердца и разума, причем оплодотворяет сердце.
В обучающей тренинговой работе это важно дважды: во-первых, человек тем лучше усваивает, чем глубже знание отзывается в его переживании, чем труднее оно было добыто. Знание, ярко связанное с эмоциями (хотя бы и ассоциативно), воспринимается как более достоверное и нужное. Это раз.
Еще раз: достоверность знания часто определяется не опорой на логику, а опорой на чувственный опыт!
И второе заключается в том, что в тренинге помимо содержания важна (участникам) еще и форма: нам часто важно, чтобы людям еще и понравилось (чтобы они с желанием пришли в следующий раз). Многое можно быстрее дать без «мишуры и фантиков», но даже самые серьезные люди воспринимают скучную работу — как глупую и ненужную.
Группа хочет, чтобы ей «сделали красиво». Вот мы и изощряемся.
Отчего так? Вспомните фундаментальную ошибку атрибуции: «если у меня получается, это я молодец, если не получается — это они виноваты». Человек не скажет себе (разве что в сравнении с другими и то редко): «это я недоработал». Он скажет: «Тренинг был неудачный, а ведущий сам не знал, чего хотел». Все свои недоработки человек все равно свалит на нас с вами (и он не «плохой и ленивый участник»: ошибка атрибуции свойственна всем нормальным людям). Словом, если нас интересует, чтобы участник чему-то научился, добавляем фантики, погремушки и «подвижные игры» по вкусу. То есть обращаемся к эмоциям. А раз без этого никуда, то лучше, чтобы в этой форме все-таки было нужное нам содержание.
Или хотя бы чтобы мы могли истолковать ситуацию так, будто оно там есть. J
НО: есть понятие «разумная достаточность». Мы сталкивались с тренингами, где «крутизна» достигалась за счет обилия негативных и просто бурных эмоций (подъем в 6 утра и кросс, прыжки с парашютом, фрагменты рукопашного боя, бессонные ночи, общее жесткое, чтобы не сказать «хамское» поведение ведущих и т.д.). Причем на качестве профессиональной подготовки участников это не отражалось (тренинг был обучающим), зато как бы оправдывало очень высокую цену и «отводило глаза» участникам на то, что как раз профессиональной-то подготовки они там получили с гулькин нос. Планируя тренинг и упражнения, помните о принципе «разумной достаточности». Напрягать людей больше, чем нужно для достижения целей,за которыми они к вам пришли, вряд ли стоит.
Если мы уверены, что именно в этом месте «лишнего не будет», мы подключаем эмоции. А для этого затрагиваем нужные темы.
Напоминаем основные эмоциональные темы8[1]:
— Детско-родительские отношения: от любви до… как получается;
— Переживание близости (разной) с другими людьми;
— Переживание отторгнутости, отвергнутости, одиночества, ненужности;
— Переживание утраты, расставания;
— Переживание победы;
— Переживание поражения;
— Межполовые отношения: любовь, привязанность, эротика, нежность, ревность и пр.;
— Борьба за свободу и независимость (личную или своей группы);
— Борьба за выгоду;
— Борьба за справедливость или с несправедливостью;
— Защита себя и близких, столкновение с угрозой;
— Агрессивные переживания: гнев, злость, ярость, обвинение кого-то в чем-то;
— Стыд, вина;
— Страх (в том числе смерти);
— Азарт-соревнование;
— Обида, горечь утраты;
— Ощущение принадлежности к чему-то великому, чувство собственной правоты;
— «Трансцедентальные» переживания вроде «просветления» или «личного общения» с Буддой, к примеру. Экстаз религиозный то есть. (Бывает и у неверующих).
Любовь, Злость, Добро и Несчастье.
И как же вызвать эти эмоции? Иногда достаточно просто поднять одну из перечисленных тем. Если же мы говорим о создании эмоционально значимых упражнений, то здесь основных способов несколько:
— Рационально-эмотивные техники: вызов чувства возмущения, обиды, стыда, растерянности, возбуждения, радости и др. через апелляцию к соответствующим установкам и убеждениям или через столкновение убеждений.Спор, дискуссия, полемика, обвинения, озарения, логические ловушки и провокации — годятся;
— Суггестивные техники («медитации» и настройки): вызов соответствующего воспоминания, предложение ассоциированного образа, метафора (медитация о близости);
— Телесно-ориентированные техники: дыхательные упражнения, работа с телом и мышечными «зажимами», с мышечным напряжением, кинестетический динамический транс, танцевальные упражнения;
— Стрессовые техники: соревновательные индивидуальные и командные упражнения (и смешанные — к примеру, эстафеты) стрессового, характера, так или иначе угрожающие или так воспринимаемые: на время-скорость, на победу, на выживание, на достижение или фрустрацию, против угрозы реальной или игровой.
Эмоции в групповой работе вызываются применением этих техник и их сочетаний.
К примеру, можно начать с суггестивной настройки, затем провести соревновательное командное упражнение с телесно-мышечным напряжением и дать хлесткий комментарий-обсуждение.
Группа будет на взводе. Но (!) это имеет смысл, только если на этой основе мы даем возможность осмысления. Иначе это просто столкновение с переживанием, которое, не будучи ассоциировано с идеей, мыслью, убеждением, ценностью, пропадет впустую или, что более вероятно, притянет мысль-идею-убеждение — случайное, а возможно и вредное.
Хорошо, а как из всей этой бури эмоций получается польза?
Завершение упражнения: обсуждение и выводы (или просто внушение)служат для серьезного разбора проделанной работы, комментариев полученного опыта, высказанных суждений и т.д. Завершение становится главной смыслонесущей частью упражнения, без которой все предыдущее — просто времяпровождение.
Психологической группу делают в первую очередь разбор и комментарии сделанного, и в этом смысле именно анализ и подведение итогов — и есть основное содержание упражнения и работы в целом, а не те или иные запоминающиеся события. События заставляют запомнить выводы.
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература