Резюме по второй части
Группа помогает:
Почувствовать себя «нормальным» среди других,
Приобрести информацию, знания, навыки,
Получить опыт доверия и успешного общения с другими,
Опробовать новые модели и образцы поведения, образ мыслей,
Косвенно решить свои проблемы, наблюдая за другими,
Получить помощь и поддержку от многих людей,
Подружиться, завязать контакты,
Добиться результатов быстрее, чем в индивидуальной работе.
Группы можно разделить на:
Коррекционные (психотерапевтические),
Личностного роста и развития,
Обучающие.
Причем психокоррекция и личностный рост — это движение в одном и том же направлении. Психокоррекция однажды становится личностным ростом, а личностный рост часто начинается с решения проблем.
Схема коррекционнойработы в группе аналогична схеме индивидуальной коррекционной работы. В группе также естьустановление контакта, выявление сути, формирование образа результата, коррекционная фаза и завершение. Выполняется все это с учетом особенностей групповой работы.
Начинать вести группу стоит так, как если бы вы продолжалиэто делать.
Мотивировать на работу с вами как с ведущим можно:
Предоставив участникам возможность выбирать ведущего,
Отождествляя ведущего с темой работы группы,
Представляясь, важно:
Учитывать пять уровней и четыре типа пространственного расположения участников,
Поддерживать личный контакт, контакт глаз,
В первые полторы минуты нужно сказать:
Приветствие группе,
Свое имя,
Что вы из себя представляете применительно к теме работы группы,
Чем вы можете помочь, быть полезным группе.
Первые указаниядолжны быть:
Простыми и легкими для исполнения,
Понятными,
Иметь отношение к организации работы группы.
Подстройка к группеосуществляется:
Подстройка по целям и ценностям;
Подстройка по ритму;
Подстройка по эмоциональному фону.
Групповая динамикавключает в себя представление о стадиях развития группы, ролевом распределении, формировании целей и норм группы. При этом:
Роли распределяются на стадии конфликта,
Конфликт происходит вокруг установления целей и норм группы,
Динамика группы может быть перезапущена при возниконовении события, изменяющего любой из факторов, формирующих эту динамику: состав группы, цели группы, время и место работы группы.
Ведущий может не только учитывать, но и управлятьходом групповой динамики, исходя из целей группы.
В ходе работы ведущий может столкнуться с групповыми сопротивлениями по типу:
Привлечения внимания,
Борьбы за власть,
Личных нападок,
Демонстрации беспомощности.
Место и роль ведущегов группе изменяется в зависимости от содержания групповой работы и ситуации в групповой динамике.
Принято выделять стили руководствагруппой:
Авторитарный,
Либеральный,
Демократический.
При этом не существует «лучшего» стиля, а есть наиболее подходящий для сиюминутных задач группы.
К навыкам, желательным для работы ведущим, мы относим:
Внутреннее спокойствие,
Владение техникой общения,
Артистизм.
Внутреннее спокойствиепри этом достигается с помощью:
Саморефлексии;
Саморегуляции;
Якорения нужного состояния;
Паузы.
Техника общениявключает:
наблюдение за изменениями;
подстройку и установление контакта;
активное слушаение;
поддерживающее слушание;
эмоциональное отражение;
навык точных вопросов,
речевые техники,
якорение.
Артистизмслужит для передачи группе того или иного эмоционального состояния. Это может быть достигнуто с помощью:
подстройки и ведения,
эмоционального заражения,
специального поведения ведущего,
создания ситуации, которая способствовала бы возникновению нужных эмоций.
Важно помнить, что эмоции в группевызываются не ради самих эмоций, а с целями:
Изменения эмоционального фона группы или отдельных участников;
Аргументации от эмоций;
Формирования мотивации;
Обучения.
Формирование содержания групповой работыначинается с ответов на вопросы:
Что я могу предложить?
Зачем это мне, как ведущему?
Зачем это будущим участникам группы?
Будущим участникам может быть интересно:
решение проблем и получение выгод;
развитие и личностный рост;
обучение.
Основная схема содержания работыгруппы иерархически создается на основе простого цикла:
введение,
основная часть,
завершение.
Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают:
Собственно упражнения;
Игры;
Ролевые отыгрыши;
Индивидуальная работа;
Обсуждения;
Мозговые штурмы;
Конкурсы и соревнования;
Групповые трансы;
Лекции;
Демонстрации и примеры.
Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы).
Упражнение создается на основе следующей схемы:
Поставить четкую цель упражнения;
Представить себе реальные ситуации и поведение;
Выявить внутреннюю структуру;
Упорядочить эту модель;
Составить четкую инструкцию;
Подготовить соответствующую настройку;
Продумать возможные варианты итогового обсуждения-осмысления;
Провести несколько раз в «пилотном» режиме;
Подробно прописать весь текст;
Проводить.
Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем:
Любовь,
Злость,
Добро,
Несчастье.
При проведении обсужденияведущему нужно обращать внимание на:
Осмысление предшествующего материала,
Использование речевых техник,
Утилизацию случайных реплик,
Сохранение роли «третейского судьи» и эксперта,
Правила организации дискуссии,
При групповом наведении трансанужно следовать схеме:
Фиксация внимания,
Перевод фокуса внимания,
Диссоциация сознательных и бессознательных процессов,
Углубление трансового состояния,
Утилизация (использование) трансового состояния,
Выведение из трансового состояния.
Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы.
Ведущие могут работать в паре:
Когда один из них ассистирует,
Когда ведущие работают попеременно,
Когда ведущие работают вместе.
Если ведущие работают вместе, желательно:
Говорить «вперехват»,
Выражать согласие с партнером,
Использовать образ «мы»,
Согласовать мировоззрение,
Привыкнуть к партнеру.
Завершаяработу с группой, нужно:
Зафиксировать результаты работы;
Передать ощущение успеха,
Отпраздновать!
Когда мы говорим о работе психолога, мы помним овозможностипривести себя в состояние личностного благополучия и пользоватьсясвоими особенностямидля создания личного профессионального стиля. Мы исходим из того, что становление психолога основывается не только на его профессиональном росте, но и на личностном развитии.
Когда мы говорим о таланте психолога, мы имеем в виду искренний интерес к людям вообще, ко всем окружающим.
Когда мы описываем правила и техникуработы, мы не предполагаем, что можно и нужно работать только так. Если уважаемые коллеги станут работать как-то совершенно иначе, получая при этом сходные или лучшие результаты, мы будем только рады.
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература