Другие варианты Эмоциональные пики
Наш разговор об использовании измененного состояния сознания участников группы был бы неполон, если бы мы упомянули только о спокойном, наиболее традиционном виде транса. Любое сильное эмоциональное состояние в группе также вызывает изменение состояния сознания участников. А значит, если мы сможем в это время — в момент пиковых эмоций или сразу после — предложить внушение, то мы достигнем весьма сходных, а иногда и более сильных результатов. И здесь есть свои тонкости:
— Пиковые эмоции в группе долго не держатся. Поэтому внушать здесь надо кратко, директивно и четко: «Ты смог, у тебя получилось. Значит, ты — можешь. Ты справишься!»
— Эмоциональное состояние ведущего (его собственный транс) должно быть сходно с эмоциональным состоянием группы. Поэтому и голос будет звучать не спокойно умиротворенно, а сильно и твердо. И громко. (Или, добившись внезапной тишины, тихо, но четко и внятно. И в голосе должны быть слышны остатки недавно пережитого чувства).
— Человек в эмоциях или только что из них не очень склонен к логической проверке того, что ему говорят. Гораздо больше, чем формальная логичность, здесь важен верный подбор слов. Нужно выбирать слова, эмоционально созвучные происходящему. Говорить «ты спокойно сделаешь это» участнику, который и близко не спокоен, вряд ли уместно. Может быть, лучше будет сказать «запросто».
— Если ведущий не успел со своим внушением на пике или сразу после, заново раздувать страсти уже не стоит. Лучше посадить (или положить) группу, навести обычный транс (после бурных эмоций это сделать легче) и провести внушение обычным образом.
— В ситуациях сильных эмоций желательно ввести запрет на произвольные высказывания: они могут быть восприняты как внушения. Поскольку сами участники не владеют техникой и способны «сказать лишнее», пусть ведущий либо прямо потребует молчания, либо четко скажет, что именно (какие точно слова) говорить можно.
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература