Откуда и куда
Если говорить о психологии в узком личностном смысле, а о работе психолога, как о помощи в личных же обстоятельствах, то у нас есть два направления, в которых мы можем приложить свои силы, знания и навыки.
И душу.
Точнее, направление одно, но смотреть можно в разные стороны. Направление это, условно, от «совсем человеку плохо» (в разном смысле этого слова) к «очень ему хорошо». Где-то в середине будет «нормально».
Коррекция Норма Личностный рост
Плохо Жить можно Хорошо
Условность здесь в том, что в «хорошо и плохо» мы вкладываем не только внутреннее состояние, но и взаимоотношения с окружающими. Помните, в предыдущей части мы говорили о том, что «нормально» для нас, психологов — это когда нет переживания проблемы (душа не болит), и человек адаптирован к обществу. «Плохо», соответственно, когда и больно, и окружающим неприемлемо. «Хорошо», в таком случае, когда человеку не просто нормально, а когда он счастлив и радостен, и с ним рядом радостно и счастливо.
Хорошо — если вспомнить то — о чем уже говорили, еще и когда человек любит себя, других и любим, уважает себя, других и уважаем, когда жизнь его осмысленна и продуктивна.
Все эти «хорошо» и «плохо», естественно, не абсолютны, а ориентировочны. То есть для нашей психологической работы это — ориентиры.
И коррекцию, то есть выправление душевной беды, и рост и развитие, как движение в направлении от «нормально» к «замечательно», можно вести на тех же уровнях, о которых уже шла речь: окружение, поведение, способности, убеждения, «Я» и духовность. Можно окружение менять и улучшать, можно менять и улучшать поведение, можно увеличивать и развивать способности, можно приобретать удачные и полезные убеждения, можно расширять и облагораживать свое «Я». Можно, наконец, обретать духовный рост, приобщаясь к великому.
Таким образом, глубинной принципиальной разницы между коррекционной и развивающей психологической работой нет, и коррекция на своем завершающем этапе часто хоть чуть-чуть переходит в рост.
Однако, ближе к поверхности разница есть. Если мотивация для коррекции обеспечивается тем, что клиенту «больно и нехорошо» плюс обещание светлого будущего, то в ситуации роста нет выбора «из двух зол»: жить плохо дальше или напрячься. Поэтому усилий для роста и развития люди склонны прилагать меньше и в большинстве предпочитают довольствоваться уровнем «мне и так хорошо». Ну и хорошо.
Нынешняя наша жизнь предлагает все более жесткую мотивацию для роста и развития профессионального. Давно работающие коллеги знают, что тренинг навыка и обучение современным психологическим технологиям сегодня легче предложить и продать, чем «тренинг личностного роста».
Кстати, немалую роль здесь играет и весьма низкое качество тех малопрофессиональных поделок, которые начинающие коллеги так любят называть «тренингом личностного роста». Термин не вызывает доверия.
«Личностным ростом» в наше время (в основном) склонна заниматься молодежь, ростом профессиональным и проблемой заработка еще не очень обремененная. (Плюс особенности возраста, о которых мы говорили). Раз за разом на таких группах встречаются студенты и, что тоже характерно, уже преуспевающие люди, которым теперь хочется чего-то и для души.
Ну и озабоченные и самоуглубленные искатели «высших истин» или просто проблемные люди, которым, на самом деле, не сюда, а на коррекцию. Может быть, из-за этого коррекционные по сути программы тоже часто называют тренингами личностного роста.
Тем не менее, на работу групп по «личностному росту» авторы смотрят очень оптимистично. То ли в надежде, что преуспевающих людей становится все больше, то ли из особой любви к студенческой молодежи.
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература