11.3. Государство как субъект социального управления
Роль государства в обществе обусловливает особенности его управленческой деятельности. Оно воздействует на все сферы общественной жизни – экономическую, политическую, духовную, социальную, регулируя эту систему отношений между людьми как субъектами жизнедеятельности. Стратегическими задачами государства являются все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся на основе развития производительных сил общества, совершенствования общественных отношений, углубление демократии, охрана общественного и государственного порядка, прав и свобод граждан, обеспечение безопасности страны, укрепление мира и международного сотрудничества.
Задачи государства определяют его функции. Ведущей, целевой функцией государства в управлении является социальная функция. Осуществляя ее, государство обеспечивает социальное развитие общества в соответствии с его стратегическими целями. Это означает совершенствование сферы социальных отношений, состояние которой характеризует степень реализации потребностей и интересов различных категорий населения.
Определяющей управленческой функцией государства в обществе является хозяйственно-организаторская функция. Она охватывает как сферу производства, так и непроизводственную сферу. Государственное воздействие организует экономическую жизнь в соответствии с многообразием интересов в обществе. В этом состоит социальная сторона хозяйственно-организаторской деятельности государства.
Важной управленческой функцией государства, необходимой предпосылкой общественного развития является обеспечение организационно-правовых условий жизни и труда людей, эффективной работы предприятий и учреждений. Государство осуществляет эту функцию путем укрепления юриспруденции, законности и правопорядка, надежной защиты конституционных прав и свобод граждан, контроля за выполнением ими обязанностей по отношению к государству и обществу.
Особенность организационно-правовой деятельности государства состоит в том, что оно выступает одновременно субъектом и объектом правового воздействия. Государство формирует право, механизм его реализации, претворяет его в жизнь, контролирует исполнение. В то же время государство само действует в рамках установленного права. Все органы государства создаются в соответствии с принятым законодательством и проводят свою работу исключительно в пределах предоставленных полномочий. Правовая регламентация взаимодействия органов государственной власти между собой и с обществом является важнейшей предпосылкой эффективной деятельности государства как субъекта социального управления. Тем самым право выступает в качестве средства выполнения задач и функций государственной власти и как условие ее нормального функционирования и развития.
Большое значение имеет внешнеполитическая функция государства – защита отечества, укрепление его положения в мировом сообществе, обеспечение безопасности народов, поддержание мира на Земле, налаживание многообразных видов сотрудничества с другими странами.
Государство как иерархическая система институтов власти различного уровня охватывает своим воздействием этот комплекс социальных отношений, упорядочивая и развивая их применительно к обществу в целом, каждой отдельной общности в соответствии с их целями и особенностями. Причем федеральные органы государственного управления выражают, в первую очередь, интересы всего общества, которые не есть механическая сумма особых интересов составляющих его отдельных общностей – республик, областей и т.д.
Общие интересы есть качественно новое образование, отражающее потребности существования всего общества как единого целого, без которых не осуществимы и особые интересы. С другой стороны, общие интересы вытекают из особых интересов и не могут быть реализованы в отрыве от них. В то же время особые интересы отдельных общностей выражают местные органы государственного управления и реализуют в рамках общих интересов.
Деятельность государства как субъекта социального управления определяется спецификой его внутренней организации. Первичным субъектом в системе социально-политических отношений гражданского общества и государства является само общество. Оно - определяющий источник власти. Используя демократический механизм формирования государственных органов (посредством выборов и т.д.), гражданское общество воздействует на них и приводит их деятельность в соответствие со своими интересами. Передавая властные полномочия государственным органам, гражданское общество решение важнейших жизненных вопросов оставляет за собой, для чего практикуются референдумы и другие демократические формы.
Эффективная внутренняя организация государственной власти базируется, в первую очередь, на принципе разделения властей. Он предполагает организационную независимость трех звеньев государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной, - и разграничения между ними властных функций. Каждое из этих звеньев образуется самостоятельно, путем выборов (всеобщих или других форм). Их права и обязанности закрепляются в конституции страны и не могут быть нарушены, пока они существуют.
- Содержание
- Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
- 1.1. Сущность понятия “организация“
- 1.2. Содержание теории организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 2. Развитие теории организации
- 2.1. Зарубежные исследования
- 2.2. Отечественный опыт теории и практики
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 3. Организация как система
- 3.1. Производство как социально-экономическая система
- 3.2. Управляющая и управляемая системы
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 4. Классификация организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Место управления в организационных процессах и структурах
- 5.2. Управление организациями
- 5.2.1. Управление техникой и людьми
- 5.2.2. Целевое управленческое воздействие
- 5.2.3. Организационный порядок
- 5.2.4. Самоорганизация
- 5.2.5. Интеграция управления
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1.Особенность культуры управления
- 6.2. Основные элементы культуры управления
- 6.3. Стиль работы руководителя
- 6.4. Требования к современному руководителю
- Вопросы для самоконтроля.
- Тема 7. Законы организации
- 7.1. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации
- 7. 2. Закон синергии
- 7. 3. Закон самосохранения
- 7. 4. Закон развития
- 7.5. Закон информированности-упорядоченности
- 7. 6. Закон единства анализа и синтеза
- 7. 7. Закон композиции и пропорциональности
- 7. 8. Специфические законы социальной организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 8. Принципы организации
- 8.1. Принципы статической и динамической организации
- 8.1.1. Принципы приоритета
- 8.1.2. Принципы соответствия
- 8.2. Принципы формирования процесса организации
- 8.3.Принципы рационализации
- 8.3.1. Философия рационализации
- 8.3.2. Элементы рационализма деятельности организации
- 8.3.4. Кружки качества
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9. Проектирование организационных систем
- 9.1. Принципы построения экономических организационных систем
- 9.2.Этапы разработки экономических организационных систем
- 9.2.1. Определение социальной потребности и постановка проблемы
- 9.2.2. Определение цели создания экономической организационной системы и критерия эффективности
- 9.2.3. Исследование проблемы (потребности)
- 9.2.4. Определение границ (состава) потенциального объекта управления
- 9.2.5. Выбор границ (состава) объекта управления
- 9.2.6. Проведение обследования объекта управления, подготовка технического задания и дальнейшие этапы разработки системы
- 9.3. Вопросы организации работ по созданию экономических организационных систем.
- 9.4. Главные структурные составляющие социальной организации
- 9.5. Структура и функции «ядра» организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 10. Совершенствование функционирования и управления организационной системой
- 10.1. Построение автоматизированной информационной системы для “ядра” организации
- 10.2. Функционально-диагностический метод совершенствования управления проблемами организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 11. Субъекты организаторской деятельности
- 11.1 Характер и содержание деятельности субъекта социального управления
- 11.2. Отношения между субъектом и объектом социального управления
- 11.3. Государство как субъект социального управления
- 11.4. Самоуправленческие отношения
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Список основной и дополнительной литературы Основная литература
- Дополнительная литература