68. Процессы обновления и модернизации на предприятии.
Типы технологии производства
Технологию производства можно определить как ряд процессов и систем, используемых предприятием для превращения ресурсов в товары и услуги. Предприятия должны быть в курсе передовой технологии, чтобы иметь возможность использовать новейшие и наиболее эффективные методы совершенствования производства.Технологии производства условно можно разделить на три типа: автоматизацию, компьютеризацию и роботизацию.
Автоматизация определяется как организация работ, полностью или почти полностью выполняемых машинами. Автоматизация основывается на обратной связи, датчиках информации и механизмах контроля.
Компьютеризация в последнее время стала распространенным явлением. В настоящее время существуют следующие варианты применения компьютерной технологии в производстве:
— Автоматизированное проектирование. Использование компьютеров для проектирования деталей и изделий, что повышает коэффициент полезного действия, так как обеспечивает индивидуализацию продукта.
— Автоматизированное производство. Использование компьютеров для планирования и контроля производственного процесса. Особенно полезно в тех случаях, если изделия заказываются часто, так как компьютер может обеспечить лучший контроль за заказом и структурой изделий.
— Интегрированное автоматизированное производство. Компьютер, контролирующий производство, получает информацию от проектирующего компьютера и обеспечивает ход производственного процесса. Таким образом, вся деятельность по проектированию, проверке и производству контролируется компьютером. G его помощью разрабатывают схему размещения и режим работы оборудования, повышая комплексность и гибкость планирования.
— Роботизация. Промышленным роботом называется аппарат с программным управлением, способный выполнять действия, подобные действиям человека. Начиная с 1980 г., использование роботов постоянно увеличивается. В настоящее время существует тенденция к использованию малых роботов, которые быстрее, эффективнее и разумнее, вследствие чего они и нашли широкое применение.
Однако внедрение на пищевых предприятиях передовых технологий не находит пока массового распространения по ряду причин:
— Эти системы очень сложны и не всегда надежны.
— Чтобы иметь возможность работать с данными системами, предприятия должны быть способными работать при высоких объемах производства и продаж.
— Переход к любой из этих систем требует коренных структурных изменений предприятий, а также изменений в кадровом составе, что часто вызывает сопротивление работников.
— Технология с элементами робототехники может быть не гибкая, потому что она разработана и запрограммирована для конкретных задач. Любые изменения в задачах или процедурах их выполнения могут потребовать полного перепрограммирования робота или его замены.
— Установка промышленных роботов может быть очень дорогостоящей и возможны высокие расходы по их эксплуатации.
Для внедрения передовых технологий на предприятиях необходимы работники, способные к творческому процессу. Творчество можно определить, как способность человека выдавать новые идеи или находить новые области приложения существующих идей.
Предприятиям необходим соответствующий приток творческих работников. Однако при этом возникают вопросы: Как люди становятся творческими личностями? Как идет творческий процесс?
Творческие личности можно описать с точки зрения базовой подготовки, личных качеств и способности к познанию.
Базовая подготовка. Представляет собой все те события, которые человек пережил в детстве и зрелости. Исследования показывают, что многие творческие личности жили в среде, где творчество ценилось и поддерживалось.
Личные качества. К личным качествам многих творческих людей можно отнести: тягу к сложному, широкий круг интересов, энергичность, независимость, автономность, уверенность в себе и веру в то, что он (она) — творческая личность.
Способность к познанию. Это можно определить как индивидуальную способность к осмыслению, эффективному анализу ситуации и информации. Творчество связано с высокой степенью осмысления событий, явлений.
Индивидуальная творческая деятельность проходит через ряд стадий: подготовка, вызревание, озарение, проверка.Подготовка
В основном состоит из периода образования и формальной подготовки личности. Формальное образование может быть эффективным путем для начала творческих шагов. В то же время опыт, полученный на работе после приобретения формального образования, также полезен для творческого процесса. К тому же надо помнить, что процесс обучения и подготовки никогда не кончается.
ВызреваниеЭто период интенсивной концентрации, в ходе которого творческий индивидуум вынашивает и развивает приобретенные во время подготовки знания и идеи.
ОзарениеЭто спонтанный прорыв, в котором творческий индивидуум достигает нового понимания проблем. Представляет собой объединение разрозненных мыслей и идей, которые индивидуум вынашивал в процессе поиска, решения проблемы. Может происходить внезапно или развиваться медленно в течение какого-то времени. Процесс озарения может стимулироваться внешними или внутренними событиями.
ПроверкаЭто процесс, в ходе которого выясняется, насколько озарение реалистично и содержательно. Он может включать научные эксперименты, разработку опытного образца продукта или проверку его на рынке.
Роль кадров в модернизации производстваВ настоящее время во всех сферах производства усилились процессы модернизации. Различные виды модернизации могут был объединены в три большие категории:
Радикальная/постепенная модернизация. Радикальная модернизация представляет собой новые продукты или производства, которые полностью заменяют существующие в данной области продукты или технологии. Примером может служить компакт-диск. Постепенной модернизацией являются новые продукты или процессы, которые модифицируют существующие продукты или технологии. Радикальная модернизация фундаментально меняет характер конкуренции, в то время как постепенная — не меняет конкурентную ситуацию в целом.
Технологическая/управленческая модернизация. Технологическая модернизация — это изменение структуры продукта или услуги, эффективности производственного процесса (например, в связи с внедрением упаковочных машин—аппаратов). Управленческая модернизация — это изменения в процессе управления движением продуктов, предлагаемых покупателям. Примером может служить система управления качеством.
Модернизация продукта/процесса. Модернизация продукта — это изменения в физических характеристиках, эффективности существующих продуктов или создание новых. Модернизация процесса - это изменения в организации производства, создании и распространении продуктов (например, в связи с роботизацией).
Сложности с введением новшеств на предприятии имеют свои причины.
- Внедрение стратегии обновления может стоить дорого с точки зрения финансовых ресурсов, времени и энергии-. Если у предприятия недостаточно средств для финансирования программы обновления или отсутствуют работники соответствующей квалификации, оно может отстать от конкурентов.
- Возможны неудачи в распознавании своих возможностей. Предприятия могут проявлять чрезмерную осторожность и не инвестировать средства в идеи, которые впоследствии принесут большую пользу другим предприятиям.
— Многие предприятия имеют тенденцию сопротивляться переменам. Обновление означает отказ от старых продуктов и старых методов в пользу новых. Сопротивление переменам тормозит процесс обновления.
Однако предприятия могут активно способствовать процессу обновления. Существует, как минимум, три стратегии, которые они могут применить: система поощрений, предприимчивость и культура организации.
Предприятия используют систему поощрений для стимулирования или подавления определенных действий работников. Поощрение может стимулировать внедрение новшеств путем предоставления финансовых и нефинансовых льгот отдельным сотрудникам или группам людей, которые непосредственно предлагают новые идеи. Если работники видят, что новые идеи поощряются, они, скорее всего, будут подходить к своей работе творчески. При этом важно избегать взысканий, если творческий подход не привел к высоким удачным результатам.
Предприимчивость. Помогает предприятию обновляться. Можно определить это как процесс, в котором отдельные работники или группы разрабатывают новый продукт или новое направление.
Для процесса обновления необходимо наличие сотрудников, способных выполнять определенные роли:
Изобретатель. Непосредственно создает и развивает путем творческого мышления новую идею, продукт. У него должны быть мотивы для дальнейшего развития идеи.
Сторонник продукта. Это обычно руководитель среднего звена, который знает о проекте и участвует в его осуществлении. Он помогает преодолеть сопротивление коллектива и убеждает других серьезно воспринять обновление. Сторонники продукта обычно хорошо сотрудничают со многими подразделениями предприятия.
Спонсор. Это руководитель высшего уровня, который утверждает и поддерживает проект. Он находит средства, необходимые для разработки идеи и преодолевает сопротивление в осуществлении проекта.
Развитая культура организации может поддержать творческую и новаторскую деятельность. Правильно направляемая культура
организации предполагает высокую оценку обновления и его поощрение. При этом важно не только правильно относиться к неудачам, но и ожидать их. Новаторские культуры ценят индивидуальное творчество, готовность рисковать и изобретательность.
Однако на предприятиях может существовать ряд внешних и внутренних причин, препятствующих переменам:
— Смена ориентации. Многие предприятия относятся к переменам отрицательно. Они уделяют слишком много внимания мелким постепенным изменениям в продуктах, процессах и недостаточно занимаются разработкой, внедрением новых идей и осуществлением больших перемен. Особенно остро эта проблема стоит в зрелых, сложившихся отраслях производства, где изменения в обстановке редки, нет потребности в переменах. Для внедрения новшеств предприятие должно обладать культурой, которая приветствует творчество. К сожалению, слишком мало предприятий способно на это. У сотрудников в данном случае не оказывается стимулов продвигать новую идею.
— Структура организации. Традиционная иерархическая структура, разделенная по функциональным линиям, на предприятиях до сих пор.остается доминирующей. Хотя такой тип структуры имеет множество преимуществ при управлении зрелым стабильным предприятием, он не позволяет постоянно вводить изменения.
— Функциональная специализация создает тенденцию к замораживанию внутрифирменных связей. Поэтому поток информации движется преимущественно вверх и вниз по иерархической структуре, а межфункциональные связи присутствуют только на верхнем уровне. Если предприятие разрабатывает новые продукты и внедряется на новые рынки, то его жесткая структура управления может оказаться недостаточно гибкой для необходимых перемен.
Изменения на предприятии требуют гибкости в структуре управления им, межфункциональной интеграции, а не специализации. Для успешного внедрения изменений необходимо выполнение определенных условий:
— Рабочие и служащие. Работники могут сопротивляться изменениям. Индивидуумы нередко боятся перемен, так как они подрывают их безопасность и изменяют их трудовую
жизнь. Перемены могут вызвать опасения по поводу возможного сокращения штата, потери профессиональных качеств, стажа, потери власти, а также неуверенность в своих способностях овладеть новыми задачами и навыками. Нежелание признавать эти потенциальные страхи, неспособность справиться с ними могут привести к сопротивлению работников. Чтобы быть успешными, организационные перемены должны быть приняты людьми, на которых они будут влиять.
— Руководящие кадры. Руководители могут быть не в курсе происходящих перемен и недостаточно понимать все проблемы по их внедрению. Особенно важна приверженность высшего руководства к происходящим изменениям, чтобы оно могло создать прочную структуру и обеспечило четкую систему управления на пути перемен.
— Неспособность поощрять или улавливать новые идеи. Идеи исходят с разных уровней иерархии и из различных подразделений. Творческие люди, выдвигая свои идеи, могут сталкиваться с препятствиями. Если корпоративная культура предприятия не приветствует изменений, новые идеи могут никогда не дойти до того, кто способен их воплотить.
— Система контроля. Процесс внедрения нового часто сдерживается механизмом контроля и формальными процедурами, введенными высшим руководством. Если они слишком жестки, то могут ограничивать творчество и новаторство. — Стоимость. Проведение изменений может быть дорогостоящим. Необходимо время для разработки, внедрения и «доводки» нововведений. Может пройти большой срок до момента, когда предприятие получит связанную с ними отдачу.
— Риск. Любые перемены подразумевают неопределенность и риск. Чем масштабнее изменение, чем более ново оно, тем выше уровень связанного с ним риска.
Вероятность связанного с проектом риска может удерживать людей предлагать и осуществлять процессы по разным причинам:
— Работники по-разному относятся к риску. Некоторые выигрывают от него, другие избегают проектов, связанных с риском неудач. Риску подвергаются не только проекты, но и руководитель, предлагающий и внедряющий новшество.
- Многие предприятия поощряют отрицательное отношение к риску самими методами работы и способами измерения индивидуальных показателей.
-Любой руководитель, отстаивающий обновление, должен быть уверен, что предприятие поддержит его в случае «провала».
— Если продвижение по службе связано с отсутствием ошибок больше, чем с изобретательностью и активностью работника, то отдельные руководители придут к выводу, что им нет смысла подвергать себя риску, связанному с внедрением изменений.
В сложной динамичной обстановке обновление необходимо для выживания предприятия. Оно может способствовать разработке новых продуктов, выходу на новые рынки и помочь предприятию в обостряющейся конкурентной борьбе.
- 1. Затраты на производство и реализацию продукции. Классификация и факторы снижения затрат.
- 2. Источники финансовых средств предприятия. Основные показатели финансовой устойчивости предприятия.
- 3. Производственные запасы предприятия: виды, планирование и методы управления.
- 4. Логистический подход в управлении запасами организации.
- 5. Оборотные средства предприятия. Показатели использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
- Разновидности производственной структуры
- Типы производств и их технико-экономическая характеристика
- 8. Сырьевая база предприятия. Понятие и классификация видов сырья. Основные направления экономии сырьевых ресурсов.
- 9. Основные показатели производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Методы их расчета.
- 10. Инфраструктура и функции рыночной экономики.
- 11 . Производственный процесс, его структура и организация.
- 12. Стратегическое прогнозирование, его сущность и содержание. Двухфакторные модели стратегического прогнозирования.
- 1.1. Стратегическое планирование: суть и содержание
- 13. Особенности стратегического планирования холдингов, концернов, корпораций.
- 17. Цена конечной продукции предприятия: понятие, функции, классификация.
- 18. Организация основного производства на предприятии.
- Техническая подготовкаТехническая подготовка основного производства включает выполнение следующих работ:
- Организация производственного потока
- Признаки поточного производства
- 19. Организация вспомогательного производства на предприятии.
- Организация складского хозяйства Основными задачами складского хозяйства являются:
- Организация внутризаводского транспорта
- 20. Понятие и показатели качества конечной продукции. Система управления качеством.
- 21 . Управление персоналом трудовыми ресурсами предприятия. Его роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
- 22. Организации деятельности менеджера.
- 23. Организация труда персонала, как функция экономиста-менеджера. Роль организации труда в повышении экономической эффективности предприятия.
- 24.Производительность труда и пути ее повышения. Методы измерения производительности труда.
- Факторы роста производительности труда
- 25. Трудовые ресурсы предприятия. Показатели и факторы их эффективного использования.
- 1.1. Трудовые ресурсы общества и предприятия
- 26. Понятие лидерства. Лидер и менеджер. Основные принципы и методы руководства.
- 27. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: цели, формы, методы государственного регулирования.
- 28. Показатели состояния и движения основных фондов предприятия.
- 31. Экономическое содержание, состав и структура оборотных средств. Источники формирования оборотных средств предприятия.
- 32. Использование основных фондов предприятия. Износ и амортизация. Амортизационный фонд. Сущность ускоренной амортизации.
- 33. Малые предприятия как органичный элемент рыночной системы. Особенности организации и функционирования сферы малого бизнеса.
- 34. Экономическая эффективность инвестирования организации.
- 35. Материалоемкость продукции. Основные направления экономии материальных ресурсов предприятия.
- 37. Расчет численности персонала на основе трудовых нормативов.
- 38. Производственная мощность предприятия. Пути улучшения ее использования. Понятие производственной мощности (пм) предприятия
- 39. Принципы, задачи и направления современного развития менеджмента.
- 40. Инвестиционная деятельность предприятия. Источники инвестиций.
- 41. Виды планирования, их сущность.
- 42. Виды норм труда и методы их установления.
- 2.4. Методы нормирования труда
- 43. План технического развития производства и повышения его эффективности. План технического развития производства
- План повышения экономической эффективности производства
- Расчет эффективности вложения средств в условиях инфляции
- 44. Сбытовая политика предприятия. Каналы распределения и движения товаров.
- 45. Смета затрат на производство и реализацию продукции, ее назначение. Структура себестоимости продукции на перерабатывающих предприятиях апк.
- 46. Личность и коллектив в производственном менеджменте.
- 47. Сущность системного и ситуационного подходов в менеджменте.
- 48. Социально-экономическая сущность маркетинга. Цели, задачи и структура маркетинговых исследований.
- 49. Акционерное общество открытого типа, его роль, организационные особенности.
- Отличительные особенности оао от зао
- 50. Текущее планирование деятельности предприятия.
- 51. Косвенные статьи калькуляции, их распределение по видам готовой продукции.
- 52. Значение и классификация норм и нормативов в планировании.
- 53. Внутрипроизводственные резервы и их классификация, методы выявления и использования в целях повышения эффективности производства.
- 54. Пути снижения себестоимости продукции на перерабатывающих предприятиях. Значение деления расходов на условно-постоянные и условно-переменные.
- 55. Определение потребности и стоимости сырья, топлива и энергии. Основные направления их экономии.
- 56. Акционерное общество закрытого типа, его организационные особенности.
- 57. Прямые статьи затрат в себестоимости продукции и методика их расчета.
- 58. Нормирование труда и его роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия.
- 59. Планирование труда в организации и его стимулирование.
- 61. Основные этапы развития менеджмента.
- 62. Организационно-правовые формы предприятия, предусмотренные Гражданским Кодексом рф.
- 63. Организация складского хозяйства. Виды складов. Организация внутризаводского транспорта.
- 64. Планирование производства и реализации продукции.
- 65. Виды вспомогательных производств и факторы, влияющие на их организацию.
- 66. Бизнес-планирование в деятельности предприятия. Его цели, задачи и структура.
- 67. Оценка конкурентного положения предприятия.
- 68. Процессы обновления и модернизации на предприятии.
- 69. Планирование безубыточной работы предприятия.
- 71. Анализ внешней среды организации.
- 72. Виды и уровни стратегического планирования организации.
- 73. Стратегические установки и их цели.
- 74. Стили принятия решений.
- 4. Либеральный стиль
- 75. Управление внутренними ресурсами предприятия.
- 76. Стратегии внутреннего развития предприятия.
- 1) Более глубокое внедрение на рынок(концентрация).
- 2) Развитие рынка.
- 3) Разработка нового продукта(обновление).
- 77. Стратегии внешнего развития компании.
- 78. Стратегии компании в период спада производства.
- 79. Финансовая оценка стадий жизненного цикла организации при разных стратегиях.
- 80. Оперативное планирование в организации.
- 81. Управленческий и финансовый учет.
- 82. Взаимосвязь затрат и цен продукции предприятия .
- 83. Калькуляция себестоимости продукции с полным распределением затрат.
- 84. Калькуляция себестоимости продукции по предельным затратам.
- 85. Анализ затрат и результатов в деятельности организации.
- 86. Планирование трудовых ресурсов на предприятии.
- 87. Системы стимулирования и мотивации работников предприятия.
- 88. Управление процессом планирования на предприятии.
- 89. Анализ финансовых результатов функционирования предприятия.
- 90. Оценка конкурентного положения предприятия на основе swot- анализа.
- 91. Ценовая политика предприятия. Методы ценообразования.
- 92. Организация как основа менеджмента.
- 93. Основные характеристики организации.
- 94. Система управления организацией и ее элементы.
- 95. Основные функции менеджмента.
- 96. Структура стратегического управления компанией.
- 97. Стратегии управления компанией.
- 98. Цели, видение и миссия предприятия.
- 1.3.3. Формирование целей компании
- 99. Стратегия использования потенциала человека в организации.
- 101. Сущность логистического подхода.
- 102. Концептуальные направления в логистике.
- 103. Роль маркетинга в обеспечении качества и конкурентоспособности.
- 104. Оплата труда в странах с развитой рыночной экономикой.
- Вопрос 72. Виды и уровни стратегического планирования
- Вопрос 73. Стратегические установки и их цели
- 107. Программно-целевое планирование на предприятиях.
- Вопрос №108. Организация оплаты труда и её роль в повышении экономической эффективности деятельности предприятия