logo search
ответы к госам-1

68. Процессы обновления и модернизации на предприятии.

Типы технологии производства

Технологию производства можно определить как ряд процессов и систем, используемых предприятием для превращения ресурсов в товары и услуги. Предприятия должны быть в курсе передовой тех­нологии, чтобы иметь возможность использовать новейшие и наи­более эффективные методы совершенствования производства.Технологии производства условно можно разделить на три ти­па: автоматизацию, компьютеризацию и роботизацию.

Автоматизация определяется как организация работ, пол­ностью или почти полностью выполняемых машинами. Автома­тизация основывается на обратной связи, датчиках информации и механизмах контроля.

Компьютеризация в последнее время стала распространенным явлением. В настоящее время существуют следующие варианты применения компьютерной технологии в производстве:

Автоматизированное проектирование. Использование компьютеров для проектирования деталей и изделий, что повышает коэффициент полезного действия, так как обес­печивает индивидуализацию продукта.

Автоматизированное производство. Использование компь­ютеров для планирования и контроля производственного процесса. Особенно полезно в тех случаях, если изделия за­казываются часто, так как компьютер может обеспечить лучший контроль за заказом и структурой изделий.

Интегрированное автоматизированное производство. Компьютер, контролирующий производство, получает ин­формацию от проектирующего компьютера и обеспечивает ход производственного процесса. Таким образом, вся дея­тельность по проектированию, проверке и производству контролируется компьютером. G его помощью разрабаты­вают схему размещения и режим работы оборудования, по­вышая комплексность и гибкость планирования.

Роботизация. Промышленным роботом называется аппа­рат с программным управлением, способный выполнять действия, подобные действиям человека. Начиная с 1980 г., использование роботов постоянно увеличивается. В насто­ящее время существует тенденция к использованию малых роботов, которые быстрее, эффективнее и разумнее, вслед­ствие чего они и нашли широкое применение.

Однако внедрение на пищевых предприятиях передовых тех­нологий не находит пока массового распространения по ряду причин:

— Эти системы очень сложны и не всегда надежны.

— Чтобы иметь возможность работать с данными системами, предприятия должны быть способными работать при высо­ких объемах производства и продаж.

— Переход к любой из этих систем требует коренных струк­турных изменений предприятий, а также изменений в кад­ровом составе, что часто вызывает сопротивление работни­ков.

— Технология с элементами робототехники может быть не гибкая, потому что она разработана и запрограммирована для конкретных задач. Любые изменения в задачах или процедурах их выполнения могут потребовать полного пе­репрограммирования робота или его замены.

— Установка промышленных роботов может быть очень доро­гостоящей и возможны высокие расходы по их эксплуата­ции.

Для внедрения передовых технологий на предприятиях необ­ходимы работники, способные к творческому процессу. Творче­ство можно определить, как способность человека выдавать но­вые идеи или находить новые области приложения существую­щих идей.

Предприятиям необходим соответствующий приток творчес­ких работников. Однако при этом возникают вопросы: Как люди становятся творческими личностями? Как идет творческий про­цесс?

Творческие личности можно описать с точки зрения базовой подготовки, личных качеств и способности к познанию.

Базовая подготовка. Представляет собой все те события, кото­рые человек пережил в детстве и зрелости. Исследования показы­вают, что многие творческие личности жили в среде, где творче­ство ценилось и поддерживалось.

Личные качества. К личным качествам многих творческих лю­дей можно отнести: тягу к сложному, широкий круг интересов, энергичность, независимость, автономность, уверенность в себе и веру в то, что он (она) — творческая личность.

Способность к познанию. Это можно определить как индиви­дуальную способность к осмыслению, эффективному анализу ситуации и информации. Творчество связано с высокой степенью осмысления событий, явлений.

Индивидуальная творческая деятельность проходит через ряд стадий: подготовка, вызревание, озарение, проверка.Подготовка

В основном состоит из периода образования и формальной подготовки личности. Формальное образование может быть эф­фективным путем для начала творческих шагов. В то же время опыт, полученный на работе после приобретения формального образования, также полезен для творческого процесса. К тому же надо помнить, что процесс обучения и подготовки никогда не кончается.

ВызреваниеЭто период интенсивной концентрации, в ходе которого творческий индивидуум вынашивает и развивает приобретенные во время подготовки знания и идеи.

ОзарениеЭто спонтанный прорыв, в котором творческий индивидуум достигает нового понимания проблем. Представляет собой объе­динение разрозненных мыслей и идей, которые индивидуум вы­нашивал в процессе поиска, решения проблемы. Может проис­ходить внезапно или развиваться медленно в течение какого-то времени. Процесс озарения может стимулироваться внешними или внутренними событиями.

ПроверкаЭто процесс, в ходе которого выясняется, насколько озарение реалистично и содержательно. Он может включать научные экс­перименты, разработку опытного образца продукта или проверку его на рынке.

Роль кадров в модернизации производстваВ настоящее время во всех сферах производства усилились про­цессы модернизации. Различные виды модернизации могут был объединены в три большие категории:

Радикальная/постепенная модернизация. Радикальная модер­низация представляет собой новые продукты или производства, которые полностью заменяют существующие в данной области продукты или технологии. Примером может служить компакт-диск. Постепенной модернизацией являются новые продукты или процессы, которые модифицируют существующие продукты или технологии. Радикальная модернизация фундаментально ме­няет характер конкуренции, в то время как постепенная — не ме­няет конкурентную ситуацию в целом.

Технологическая/управленческая модернизация. Технологичес­кая модернизация — это изменение структуры продукта или услу­ги, эффективности производственного процесса (например, в связи с внедрением упаковочных машин—аппаратов). Управлен­ческая модернизация — это изменения в процессе управления движением продуктов, предлагаемых покупателям. Примером может служить система управления качеством.

Модернизация продукта/процесса. Модернизация продукта — это изменения в физических характеристиках, эффективности существующих продуктов или создание новых. Модернизация процесса - это изменения в организации производства, создании и распространении продуктов (например, в связи с роботизаци­ей).

Сложности с введением новшеств на предприятии имеют свои причины.

- Внедрение стратегии обновления может стоить дорого с точки зрения финансовых ресурсов, времени и энергии-. Если у предприятия недостаточно средств для финансирования прог­раммы обновления или отсутствуют работники соответствующей квалификации, оно может отстать от конкурентов.

- Возможны неудачи в распознавании своих возможностей. Предприятия могут проявлять чрезмерную осторожность и не инвестировать средства в идеи, которые впоследствии принесут большую пользу другим предприятиям.

— Многие предприятия имеют тенденцию сопротивляться пе­ременам. Обновление означает отказ от старых продуктов и ста­рых методов в пользу новых. Сопротивление переменам тормо­зит процесс обновления.

Однако предприятия могут активно способствовать процессу обновления. Существует, как минимум, три стратегии, которые они могут применить: система поощрений, предприимчивость и культура организации.

Предприятия используют систему поощрений для стимулиро­вания или подавления определенных действий работников. По­ощрение может стимулировать внедрение новшеств путем пре­доставления финансовых и нефинансовых льгот отдельным сот­рудникам или группам людей, которые непосредственно предла­гают новые идеи. Если работники видят, что новые идеи поощря­ются, они, скорее всего, будут подходить к своей работе творчес­ки. При этом важно избегать взысканий, если творческий подход не привел к высоким удачным результатам.

Предприимчивость. Помогает предприятию обновляться. Можно определить это как процесс, в котором отдельные работ­ники или группы разрабатывают новый продукт или новое нап­равление.

Для процесса обновления необходимо наличие сотрудников, способных выполнять определенные роли:

Изобретатель. Непосредственно создает и развивает путем творческого мышления новую идею, продукт. У него должны быть мотивы для дальнейшего развития идеи.

Сторонник продукта. Это обычно руководитель среднего зве­на, который знает о проекте и участвует в его осуществлении. Он помогает преодолеть сопротивление коллектива и убеждает дру­гих серьезно воспринять обновление. Сторонники продукта обычно хорошо сотрудничают со многими подразделениями предприятия.

Спонсор. Это руководитель высшего уровня, который утверж­дает и поддерживает проект. Он находит средства, необходимые для разработки идеи и преодолевает сопротивление в осущест­влении проекта.

Развитая культура организации может поддержать творческую и новаторскую деятельность. Правильно направляемая культура

организации предполагает высокую оценку обновления и его по­ощрение. При этом важно не только правильно относиться к не­удачам, но и ожидать их. Новаторские культуры ценят индивиду­альное творчество, готовность рисковать и изобретательность.

Однако на предприятиях может существовать ряд внешних и внутренних причин, препятствующих переменам:

Смена ориентации. Многие предприятия относятся к пере­менам отрицательно. Они уделяют слишком много внима­ния мелким постепенным изменениям в продуктах, про­цессах и недостаточно занимаются разработкой, внедрени­ем новых идей и осуществлением больших перемен. Осо­бенно остро эта проблема стоит в зрелых, сложившихся от­раслях производства, где изменения в обстановке редки, нет потребности в переменах. Для внедрения новшеств предприятие должно обладать культурой, которая привет­ствует творчество. К сожалению, слишком мало предприя­тий способно на это. У сотрудников в данном случае не оказывается стимулов продвигать новую идею.

Структура организации. Традиционная иерархическая структура, разделенная по функциональным линиям, на предприятиях до сих пор.остается доминирующей. Хотя та­кой тип структуры имеет множество преимуществ при уп­равлении зрелым стабильным предприятием, он не позво­ляет постоянно вводить изменения.

Функциональная специализация создает тенденцию к замора­живанию внутрифирменных связей. Поэтому поток ин­формации движется преимущественно вверх и вниз по иерархической структуре, а межфункциональные связи присутствуют только на верхнем уровне. Если предприятие разрабатывает новые продукты и внедряется на новые рын­ки, то его жесткая структура управления может оказаться недостаточно гибкой для необходимых перемен.

Изменения на предприятии требуют гибкости в структуре уп­равления им, межфункциональной интеграции, а не специализа­ции. Для успешного внедрения изменений необходимо выполне­ние определенных условий:

Рабочие и служащие. Работники могут сопротивляться из­менениям. Индивидуумы нередко боятся перемен, так как они подрывают их безопасность и изменяют их трудовую

жизнь. Перемены могут вызвать опасения по поводу воз­можного сокращения штата, потери профессиональных качеств, стажа, потери власти, а также неуверенность в сво­их способностях овладеть новыми задачами и навыками. Нежелание признавать эти потенциальные страхи, неспо­собность справиться с ними могут привести к сопротивле­нию работников. Чтобы быть успешными, организацион­ные перемены должны быть приняты людьми, на которых они будут влиять.

Руководящие кадры. Руководители могут быть не в курсе происходящих перемен и недостаточно понимать все проб­лемы по их внедрению. Особенно важна приверженность высшего руководства к происходящим изменениям, чтобы оно могло создать прочную структуру и обеспечило четкую систему управления на пути перемен.

Неспособность поощрять или улавливать новые идеи. Идеи исходят с разных уровней иерархии и из различных подраз­делений. Творческие люди, выдвигая свои идеи, могут сталкиваться с препятствиями. Если корпоративная куль­тура предприятия не приветствует изменений, новые идеи могут никогда не дойти до того, кто способен их воплотить.

Система контроля. Процесс внедрения нового часто сдер­живается механизмом контроля и формальными процеду­рами, введенными высшим руководством. Если они слиш­ком жестки, то могут ограничивать творчество и новатор­ство. — Стоимость. Проведение изменений может быть дорогостоя­щим. Необходимо время для разработки, внедрения и «до­водки» нововведений. Может пройти большой срок до мо­мента, когда предприятие получит связанную с ними отдачу.

Риск. Любые перемены подразумевают неопределенность и риск. Чем масштабнее изменение, чем более ново оно, тем выше уровень связанного с ним риска.

Вероятность связанного с проектом риска может удерживать людей предлагать и осуществлять процессы по разным причинам:

— Работники по-разному относятся к риску. Некоторые выиг­рывают от него, другие избегают проектов, связанных с риском неудач. Риску подвергаются не только проекты, но и руководитель, предлагающий и внедряющий новшество.

- Многие предприятия поощряют отрицательное отношение к риску самими методами работы и способами измерения индивидуальных показателей.

-Любой руководитель, отстаивающий обновление, должен быть уверен, что предприятие поддержит его в случае «про­вала».

— Если продвижение по службе связано с отсутствием оши­бок больше, чем с изобретательностью и активностью ра­ботника, то отдельные руководители придут к выводу, что им нет смысла подвергать себя риску, связанному с внедре­нием изменений.

В сложной динамичной обстановке обновление необходимо для выживания предприятия. Оно может способствовать разра­ботке новых продуктов, выходу на новые рынки и помочь предп­риятию в обостряющейся конкурентной борьбе.