10.2. Функционально-диагностический метод совершенствования управления проблемами организации
Для совершенствования функционирования организаций может использоваться более доступный путь, чем создание специального механизма (подсистемы) управления проблемами организации. Это путь постепенного улучшения выполнения этих функций в действующих организациях.
Дело в том, что любая жизнеспособная организация явно или неявно выполняет указанные выше функции управления проблемами, не имея для этого специального механизма. Руководство организации каждый день сталкивается с массой проблем, поступающих в виде служебных записок от сотрудников организации, официальных писем от сторонних организаций, факсов, сообщений средств массовой информации (СМИ), телефонных звонков и т.п. Анализируя проблемы, руководители выбирают из них самые, по их мнению, важные, либо сами принимают по ним решения, либо передают в соответствующие подразделения. При этом решение некоторых проблем может сопровождаться серьезными структурными перестройками. Решение таких проблем находится обычно под постоянным контролем со стороны руководства.
Однако, несмотря на то, что функции управления проблемами выполняются любой жизнеспособной организацией, делается это не всегда осознанно и, как правило, без применения научных методов. При этом многие важные проблемы упускаются из вида, а дефицитные ресурсы организации расходуются на второстепенные проблемы.
Рассматриваемый метод заключается в проведении диагностического обследования организации с целью анализа выполнения указанных выше функций и выработки предложений по их совершенствованию. В частности, для каждой функции можно выявлять с помощью средств социологической диагностики недостатки их выполнения, подготавливать и осуществлять мероприятия или программу работ по их совершенствованию.
Реализация мероприятий или программы работ, составленной из предложений по совершенствованию выполнения функций по выявлению и решению проблем, должна привести к совершенствованию «скрытого» (неявного) механизма решения проблем предприятия. Предлагаемый метод можно также рассматривать в качестве первого шага к созданию механизма (подсистемы) управления проблемами организации.
Метод не требует дополнительного инструментария кроме того, который используют консультанты по управлению при проведении диагностики организаций, поэтому может быть легко реализован ими в процессе проведения плановых обследований. При этом значительно увеличивается объем их работы, так как они должны будут не только выявлять недостатки и «узкие» места в работе организаций, мешающие достижению их целей (чем они обычно и занимаются), но и выявлять недостатки в выполнении функций управления проблемами (чем они раньше специально не занимались).
Для совершенствования управления организациями во всем мире, особенно в США, широко используются разнообразные методы управленческого консультирования и организационного развития. Эти методы предназначены для выявления, диагностики и решения проблем организации.
Хотя методология управленческого консультирования и организационного развития построена на понятии «проблема организации», используется оно в узком смысле. То есть, проблема возникает, если имеется отклонение от нормативной модели организации, в качестве которой неявно принимается целевая модель.
Таким образом, существующая практика управленческого консультирования основана на стремлении приблизить организацию к тому образцу целенаправленной системы, которому обучали в вузах будущих руководителей организации и консультантов по управлению.
Однако, как было показано выше, целевая модель является недостаточно полной и адекватной, поэтому вместо нее предлагается проблемная модель. Переход к последней отразится на практике управленческого консультирования следующим образом.
Во-первых, каждый консультант по управлению должен совершенствовать свое представление об организации и ее нормативной модели, переходя от целевой к проблемной модели.
Во-вторых, он должен расширить свое представление об управлении организацией (состав функций управления значительно увеличивается, так как к классическим функциям управления добавляются функции управления проблемами организации).
В-третьих, он должен расширить свое представление о проблемах организации. Проблемы – это не только то, что мешает организации достичь ее целей, но это также и то, что может создать (или создает) угрозу ее существованию (проблемы существования ) или новую возможность развития организации (проблемы развития). Короче говоря, проблемы – неудовлетворенные потребности организации нормально существовать и развиваться.
Консультанты по управлению должны хорошо себе уяснить, что любая организация, существующая достаточно продолжительное время, решает свои проблемы, обходясь без внешних и внутренних консультантов, однако делается это не всегда осознанно и качественно. Поэтому их новая роль заключается в том, чтобы научить своих клиентов функциям и методике управления проблемами организации.
В-четвертых, существенно расширится сфера деятельности консультантов по управлению, так как они должны будут анализировать выполнение функций управления проблемами и подготавливать предложения по их совершенствованию, чем они раньше специально не занимались.
Консультанты по управлению и руководители организаций, принявшие за основу проблемную модель организации, могут добиваться совершенствования ее работы путем постепенного улучшения выполнения функций управления проблемами организации.
Любая жизнеспособная организация явно или неявно выполняет указанные выше функции управления проблемами.
- Содержание
- Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
- 1.1. Сущность понятия “организация“
- 1.2. Содержание теории организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 2. Развитие теории организации
- 2.1. Зарубежные исследования
- 2.2. Отечественный опыт теории и практики
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 3. Организация как система
- 3.1. Производство как социально-экономическая система
- 3.2. Управляющая и управляемая системы
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 4. Классификация организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 5. Организация и управление
- 5.1. Место управления в организационных процессах и структурах
- 5.2. Управление организациями
- 5.2.1. Управление техникой и людьми
- 5.2.2. Целевое управленческое воздействие
- 5.2.3. Организационный порядок
- 5.2.4. Самоорганизация
- 5.2.5. Интеграция управления
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 6. Организационная культура
- 6.1.Особенность культуры управления
- 6.2. Основные элементы культуры управления
- 6.3. Стиль работы руководителя
- 6.4. Требования к современному руководителю
- Вопросы для самоконтроля.
- Тема 7. Законы организации
- 7.1. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации
- 7. 2. Закон синергии
- 7. 3. Закон самосохранения
- 7. 4. Закон развития
- 7.5. Закон информированности-упорядоченности
- 7. 6. Закон единства анализа и синтеза
- 7. 7. Закон композиции и пропорциональности
- 7. 8. Специфические законы социальной организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 8. Принципы организации
- 8.1. Принципы статической и динамической организации
- 8.1.1. Принципы приоритета
- 8.1.2. Принципы соответствия
- 8.2. Принципы формирования процесса организации
- 8.3.Принципы рационализации
- 8.3.1. Философия рационализации
- 8.3.2. Элементы рационализма деятельности организации
- 8.3.4. Кружки качества
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9. Проектирование организационных систем
- 9.1. Принципы построения экономических организационных систем
- 9.2.Этапы разработки экономических организационных систем
- 9.2.1. Определение социальной потребности и постановка проблемы
- 9.2.2. Определение цели создания экономической организационной системы и критерия эффективности
- 9.2.3. Исследование проблемы (потребности)
- 9.2.4. Определение границ (состава) потенциального объекта управления
- 9.2.5. Выбор границ (состава) объекта управления
- 9.2.6. Проведение обследования объекта управления, подготовка технического задания и дальнейшие этапы разработки системы
- 9.3. Вопросы организации работ по созданию экономических организационных систем.
- 9.4. Главные структурные составляющие социальной организации
- 9.5. Структура и функции «ядра» организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 10. Совершенствование функционирования и управления организационной системой
- 10.1. Построение автоматизированной информационной системы для “ядра” организации
- 10.2. Функционально-диагностический метод совершенствования управления проблемами организации
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Тема 11. Субъекты организаторской деятельности
- 11.1 Характер и содержание деятельности субъекта социального управления
- 11.2. Отношения между субъектом и объектом социального управления
- 11.3. Государство как субъект социального управления
- 11.4. Самоуправленческие отношения
- Вопросы для самоконтроля:
- Тесты (ответы: да - нет)
- Список основной и дополнительной литературы Основная литература
- Дополнительная литература