11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
диагностике инновационной деятельности
Экономическая диагностика инновационной деятельности предприятия представляет собой процесс всестороннего исследования состояния инновационной деятельности с использованием преимущественно экономических методов, моделей, процедур оценок и т. д. в целях выявления проблем, «узких мест» в её осуществлении.
Цель экономической диагностики - выявление проблем, «узких мест» в исследуемом объекте. Объектом диагностики, состояние которого определяется на основе всестороннего исследования, в данном случае, является инновационная деятельность предприятия. Предметом - проблемы, «узкие места» в её осуществлении. Ситуация возникновения таких проблем и «узких мест» - проблемная ситуация.
Диагностика инновационной деятельности позволит решить следующий комплекс аналитических задач:
определить соответствие инновационной деятельности целям, задачам и стратегии предприятия;
изучить состояние инновационной деятельности;
выявить «узкие места», проблемы в её осуществлении;
распознать симптомы возникновения проблемных ситуаций;
проанализировать причины возникновения таких ситуаций и оценить их влияние на конечный результат инновационной деятельности и деятельности предприятия в целом;
оценить реализацию функций инновационной деятельности.
Завершением исследования должно стать заключение о состоянии объекта, то есть постановка диагноза.
Классифицироваться экономическая диагностика может по периодичности, срочности, содержанию, глубине исследования, широте охвата (табл.11.2.).
Отличительной особенностью диагностики является выявление причинно-следственных связей в объекте, определение их структуры, целенаправленности и тесноты. Содержанием экономической диагностики инновационной деятельности предприятия является совокупность последовательно осуществляемых действий, образующих процесс диагностики.
Таблица 11.2
Классификация видов экономической диагностики
Классификационный признак | Виды экономической диагностики |
|
|
2. Срочность
|
|
3. Содержание
|
|
4. Глубина исследования |
|
5. Широта охвата
|
|
Можно выделить следующие подходы и методы экономической диагностики, представленные в табл. 11.3.
Таблица 11.3
Подходы и методы экономической диагностики
Подходы | Методы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Диагностическое обследование: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Организация и подготовка проведения экономической диагностики;
2.Методическое обеспечение экономической диагностики;
3.Информационное обеспечение экономической диагностики;
4. Моделирование исследуемого объекта;
5. Диагностическое обследование;
6. Верификация результатов диагностики;
7.Разработка рекомендаций по использованию результатов экономической диагностики;
8. Оформление результатов диагностики.
На первом, организационно-подготовительном, этапе формируется рабочая группа, определяется её состав, число исполнителей и руководитель. Кроме того, составляется техническое задание на проведение диагностики и календарный план работ.
В состав рабочей группы могут входить специалисты из различных подразделений предприятия, связанных с осуществлением инновационной деятельности, а также (или) специалисты-эксперты со стороны и технические работники. Число исполнителей определяется в зависимости от объёма предстоящей работы и намеченных сроков её выполнения. В случае необходимости и состав группы, и число исполнителей могут быть изменены.
Руководитель группы назначается из числа ведущих специалистов предприятия в области инноваций. Им может быть инженер-исследователь, главный конструктор, главный технолог, главный инженер и т. п.
На этапе методического обеспечения исследования осуществляется обоснование и выбор методов диагностики. Известно, что методы различаются между собой точностью, трудоёмкостью, объёмом используемой исходной информации, необходимостью разработки специального математического обеспечения и использования ЭВМ.
Этап информационного обеспечения исследования предполагает сбор и обработку данных об объекте исследования, а также определение и изучение норм, нормативов, стандартов, эталонов, инструкций и положений, характеризующих его нормальное состояние. Сбор, систематизация и аналитическая обработка информации должны осуществляться в разрезе всех основных её видов.
Следующий этап экономической диагностики - моделирование исследуемого объекта. Понимая под моделированием замещение реального объекта моделью, обеспечивающей изучение некоторых свойств оригинала, можно считать, что оно позволит упростить изучение исследуемого объекта. Сохраняя структуру реального объекта, на данном этапе строится фактическая и ожидаемая (плановая и прогнозная) модель инновационной деятельности предприятия.
Этап диагностического обследования начинается с сравнения фактической и ожидаемой модели исследуемого объекта. Сравнение рекомендуется проводить по определённым группам показателей. Результаты сравнения соотносятся с установленными нормами, нормативами, стандартами, эталонами, инструкциями и положениями, характеризующими нормальное состояние инновационной деятельности. Таким образом, выявляются проблемные ситуации в её осуществлении и симптомы их возникновения, позволяющие сделать заключение о состоянии объекта исследования.
Достоверность и точность поставленного диагноза определяются на этапе верификации результатов диагностики. Причинами низкой точности и достоверности могут быть: недостоверность исходной информации, неправильный выбор методов диагностики, недостаточная компетентность исполнителей, неадекватность модели реальному объекту исследования, ошибки в вычислениях.
Следующий этап экономической диагностики инновационной деятельности предприятия - разработка рекомендаций по выходу из проблемных ситуаций. Учитывая результаты диагностического обследования, а также влияние проблемных ситуаций на конечный результат инновационной деятельности и деятельности предприятия в целом, определяются пути выхода из таких ситуаций и разрабатывается программа действий, содержащая соответствующий комплекс мероприятий.
Завершается процедура диагностики этапом оформления результатов. Составляется отчёт по проведённому исследованию, содержащий следующие основные разделы:
характеристика исследуемого объекта;
цель, задачи, вид диагностики;
обоснование использованных методов диагностики;
характеристика использованной информации;
обоснование направлений диагностики;
перечень проблемных ситуаций и симптомов их возникновения;
причины возникновения проблемных ситуаций;
диагноз;
пути выхода из проблемных ситуаций;
программа действий.
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14