1.3. Функции инновационного менеджмента
Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения, возникающие в процессе производства и реализации нововведений. Сущность любой категории проявляется в ее функциях.
Функция (от лат. function – исполнение, совершение) выражает внешнее проявление свойств категории в системе экономических отношений.
Традиционно в научной литературе и практической деятельности функции инновационного управления подразделяются на:
Планирование;
Организация;
Контроль;
Мотивация;
Регулирование;
Координация.
Формирование инновационных целей предполагает выделение приоритетных для предприятия направлений развития, определение возможных путей и способов их реализации, установление периода достижений желаемых результатов, построения «дерева целей».
Планирование инноваций предусматривает детализацию инновационных целей предприятия и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей, установление состава реализуемых в рамках приоритетных направлений развития предприятия проектов, распределение заданий по участникам инновационных проектов, определение состава необходимых ресурсов, согласование очередности и сроков реализации отдельных работ.
Особенностями планирования инновационной деятельностью являются:
большая неопределенность плановых ситуаций в связи с новизной инноваций, долговременным характером их разработки и внедрения;
сложность системы планирования по количеству участников, квалификации работников, масштабу работ и т.п.;
значительный риск вложения инвестиций;
низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационного менеджмента.
Основными принципами планирования инновационной деятельности являются:
1) преемственность стратегического и оперативного планирования;
2) согласованность планов с параметрами внешней среды;
3) адекватность плановых показателей;
4) экономическая обоснованность планов;
5) обеспечение обратной связи системы планирования.
Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование) [15].
Основными принципами организации инновационных процессов являются:
1) пропорциональность – обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, обеспечение рабочих мест информацией, материальными и трудовыми ресурсами;
2) непрерывность – принцип рациональной организации инновационного процесса, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса;
3) параллельность – характеризует степень совмещения операций во времени;
4) прямоточность – характеризует оптимальность пути прохождения предметов труда, информации и т.п.;
5) ритмичность – характеризует равномерность выполнения отдельных инновационных процессов во времени.
Контроль за инновациями на предприятии предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития.
Основными требованиями, предъявляемыми к проведению контроля инновационных процессов являются:
1) полнота проведения – ведение контроля по всем элементам, показателям, объектам системы инновационного менеджмента;
2) обеспечение динамичности – контроль показателей в динамике и использование результатов для прогнозирования на будущее;
3) обеспечение системности – контроль внутренних и внешних показателей инновационного менеджмента;
4) использование результатов контроля как фактора стимулирования качества труда [26].
Контроль имеет различные виды и характеристики и зависит от многих факторов. Основные виды и характеристики контроля представлены на рис. 1.1.
Цели контроля Стратегические; оперативные
Предмет контроля Финансовый; производственный; операционный
Объекты контроля Отдельное новшество, функциональное подразделение, процесс; НИОКР
Масштаб контроля Сплошной; пооперационный; постадийный; выборочный
Методы контроля Визуальные; статистические; параметрические; автоматизированные
Форма контроля Внешние; внутренние
Рис. 1.1. Элементы контроля в инновационном менеджменте
Мотивация инновационной деятельности как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников инновационной деятельности, направленный на достижение установленных целей развития инноваций.
Мотивация включает все виды деятельности по разработке и реализации инновационных проектов. Средства на мотивацию могут подразделяться на две части:
1) на оплату всех расходов по проведению отдельных этапов разработки инновационного проекта;
2) на дополнительную оплату или премирование работников, участвующих в реализации инновационных проектов.
Регулирование инновационных процессов – функция инновационного менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, принятию мер по доведению параметров инновационных процессов до новых требований потребителей.
Главными факторами внешней среды, влияющими на качество и эффективность функционирования системы инновационного менеджмента являются:
темпы НТП;
новые требования потребителей;
политика поставщиков;
рыночная стратегия конкурентов;
государственная политика в области инновационной и внешнеэкономической деятельности;
инфраструктура рынка.
Координация инновационной деятельности – функция инновационного менеджмента, связанная с установлением связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы инновационного менеджмента, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий.
Координация может осуществляться по выполнению любых функций, работ, между любыми элементами системы инновационного менеджмента или внешней среды. Для координации используются сетевые графики, оперограммы, документограммы, Internet, другие коммуникационные связи.
- Ю.П. Анисимов е.В. Солнцева
- 1. Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
- 1.1. Инновационный менеджмент: причины возникновения,
- 1.2. Нововведение – как объект инновационного
- 1.3. Функции инновационного менеджмента
- 1.4. Модели инновационного менеджмента
- 1.5. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы по теме:
- 2. Управление инновационными процессами
- 2.1. Государственное управление инновационными
- 2.2. Особенности управления инновационными процессами
- 2.3. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы по теме:
- 3. Организация инновационной деятельности
- 3.1. Формы организации инновационной деятельности
- 3.2. Структура инновационных организаций
- Типы организационных структур управления инновационных организаций
- Традиционные организационные структуры
- Современные организационные структуры
- Контрольные вопросы по теме:
- 4. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 4.1. Содержание процесса создания и освоения
- 4.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения
- 4.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 4.4. Гибкие производственные системы при организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 5. Управление затратами на инновационную деятельность
- 5.1. Сущность и содержание затрат на инновационную
- 5.2. Планирование и учет затрат при освоении новых
- 5.3. Особенности формирования цен при разработке
- 5.4. Особенности формирования цен при освоении
- Контрольные вопросы по теме:
- 6. Организация инновационного маркетинга
- 6.1. Виды маркетинга инноваций. Направления
- 6.2. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути
- 6.3. Стратегический инновационный маркетинг
- 6.4. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы по теме:
- 7. Планирование и прогнозирование
- 7.1. Методы планирования инноваций
- 7.2. Прогнозирование в инновационном менеджменте
- 7.3. Инновационные игры: сущность и особенности
- Контрольные вопросы по теме:
- 8. Инвестирование инновационной
- 8.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- Методы финансирования инвестиций
- Формы финансирования инвестиций
- 8.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 20-25% От прибыли
- Венчурный фонд
- Инновационная организация
- 8.3. Лизинговое финансирование инновационной
- 8.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы по теме:
- 9. Стратегическое управление в инновационном менеджменте
- 9.1. Содержание стратегического управления
- 9.2. Характеристика стратегий поведения предприятий
- 9.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- Контрольные вопросы по теме:
- 10. Малое инновационное предпринимательство
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в
- 10.2. Формы организации малого инновационного
- 10.3. Интрапренерство как форма организации
- Контрольные вопросы по теме:
- 11. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направленИй экономической диагностики инновационной деятельности
- 11.1. Инновационный проект: понятие, типология и структура
- Разработчик
- 11.2. Показатели и методы оценки эффективности
- 11.3. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 11.4. Критерии и показатели, используемые в экономической
- Контрольные вопросы по теме:
- 394026 Воронеж, Московский просп., 14