Почему группа?
Группа вообще-то сама по себе очень полезна, зачастую независимо от глубокомысленной работы ее ведущего. Тут участник узнает (и доказательно) весьма важные вещи: что он не один с такими чувствами, мыслями и переживаниями, что есть очень широкое понятие нормы, в которое он, в основном укладывается…
У него все «как у людей». То есть ничего катастрофического с ним не происходит: с этим живут, это проходит или, на худой конец, «лечится».
Здесь, в группе, человек естественно и непринужденно приобретает много полезных знаний (и не только научного характера: участники просто делятся опытом из серии «у меня такое было, и вот как я это пережил»). Здесь приобретается и углубляется опыт доверия к людям, опыт обращения за помощью и оказания ее другим.
Обычно группа — это уменьшенная модель мира отношений, в которых человек живет. Здесь он воссоздает и воспроизводит свое поведение и свои отношения. И здесь же, изменив первое и второе, он получает навык иного поведения и осмысления своих отношений, который вернется с ним в «большую жизнь» и будет работать уже там. Часто для участника группы прямая рекомендация соседа: «Вынь голову из задницы и займись делом» оказывается куда более «терапевтичной», чем отточенная техника психолога-консультанта.
Это не теория, это раз за разом и годами подтверждающаяся практика!
Кроме того, группа оказывается часто более тактичной и великодушной к ее участнику, чем специалист-профессионал. Сколько проблем решается у человека в группе, когда их высказывает и берется решать кто-то другой! Сколько людей, просто сидя на своем месте и, кажется, совсем не участвующих «в процессе», потом со слезами радости и гордости признаются в глубоких собственных изменениях и успехах в жизни! Да, сами бы они не стали говорить об этом, скрывали бы ото всех и от себя, изо всех сил сопротивляясь психологу, но раз уж Иван или Даша смогли, заговорили, то вместе с ними (пусть и про себя) говорили и искали выход все остальные. И — нашли.
В группе важна едва ли не в первую очередь сама атмосфера группы. Она поддерживает, дает силы что-то принять в себе или что-то изменить, она выступает в роли того самого референтного круга (круга значимых людей), который помогает найти и утвердить свое «Я». Наконец, группа часто попросту дает друзей, общение и контакты, отсутствие или нехватка которых может быть корнем всех других проблем человека.
Словом, группа гораздо эффективнее, чем один человек (пусть и профессионал) способствует раскрытию, изменению своего участника и его поддержку в сохранении этих изменений.
Кстати, это справедливо не только в отношении позитивных изменений. Группа — инструмент очень мощный, и пользоваться им можно по-разному. Группа может сохранить для общества отрезвевшего алкоголика или сподвигнуть к труду лодыря, а может и утащить из семьи в очередное просветление. Группа — это форма, где много зависит от содержания. Надеюсь, наше с вами содержание будет профессиональным и пристойным.
Итак, группа помогает раскрыться и измениться, перенять опыт и получить информацию, группа дает поддержку и опору, позволяет экспериментировать и переносить в жизнь наиболее удачные «разработки».
И, что немаловажно, работа в группе происходит быстрее. По крайней мере, может происходить, если ведущий реагирует на происходящее достаточно оперативно. Потому что одна и та же работа (по теме и затраченному времени) касается многих людей, и нет нужды из раза в раз повторяться.
Если мы хотим сделать добрых дел больше, группа — очень удачный и простой (как все гениальное) возможный выбор .
Словом, группа — это хорошо.
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература