Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», включает:
разработка философии, концепции, кадровой политики и стратегии управления персоналом; кадровое планирование и маркетинг персонала; найм, оценка, аудит, контроллинг и учет персонала; социализация, профориентация, адаптация и аттестация персонала; трудовые отношения; управление трудовым потенциалом и интеллектуальным капиталом персонала; управление этическими нормами поведения, организационной культурой, конфликтами и стрессами; управление занятостью; организация, нормирование, регламентация, безопасность, условия и дисциплина труда; развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональная переподготовка, стажировка, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом; мотивация и стимулирование персонала; социальное развитие персонала; работа с высвобождающимся персоналом; организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в том числе ее организационной структуры; кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом; оценка и бюджетирование затрат на персонал, а также оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом; управленческий (в том числе кадровый) консалтинг.
Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», включает:
кадровое планирование и маркетинг персонала; найм, оценка, аудит, контроллинг и учет персонала; профориентация, адаптация и аттестация персонала; управление организационной культурой и конфликтами; управление занятостью; организация, нормирование, регламентация, безопасность, условия и дисциплина труда; обучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка, стажировка, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом; мотивация и стимулирование персонала; социальное развитие персонала; работа с высвобождающимся персоналом; организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, ее организационной структуры; кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом; оценка кадрового потенциала и интеллектуального капитала персонала; оценка и бюджетирование затрат на персонал, а также оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки Управление персоналом являются:
службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности, в том числе научно-исследовательских организаций; службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления; службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства; организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите.
4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:
организационно-управленческая и экономическая;
информационно-аналитическая;
социально-психологическая;
проектная.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:
организационная;
экономическая;
информационно-аналитическая;
проектная.
При разработке и реализации программ бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.
4.3. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
организационно-управленческая и экономическая деятельность:
разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом;
планирование кадровой работы и маркетинг персонала;
обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию;
участие в разработке стратегии профессионального развития персонала;
организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала;
организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала;
мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;
участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
организация работ с высвобождающимся персоналом;
применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений;
экономический анализ показателей по труду, затрат на персонал (в том числе бюджетирования затрат);
оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;
информационно-аналитическая деятельность:
анализ рынка труда;
прогнозирование и определение потребности в персонале;
анализ кадрового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника;
изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
анализ социальных процессов и отношений в организации;
анализ системы и процессов управления персоналом организации;
использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом;
социально-психологическая деятельность:
осуществление социальной работы с персоналом;
участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;
формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат);
управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами;
предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания;
проектная деятельность:
применение современных методов управления персоналом;
участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях);
участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
организационная деятельность:
участие в обеспечении организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
участие в разработке стратегии профессионального развития персонала;
участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;
участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений;
экономическая деятельность:
участие в разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом;
мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;
экономический анализ показателей по труду, затрат на персонал (в том числе бюджетирования затрат);
оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;
информационно-аналитическая деятельность:
анализ рынка труда;
анализ кадрового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника;
анализ социальных процессов и отношений в организации;
анализ системы и процессов управления персоналом организации;
использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом;
проектная деятельность:
применение современных методов управления персоналом;
участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях);
участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.
Ход занятия.
Группа студентов разбивается на 4, 5 микрогрупп, каждому из которых определяется задача. Например, какими требованиями должен обладать специалист по управлению персоналом в сфере: консалтинга, тренинга, отдела кадров, кадровой службы, кадрового аудита, маркетинга рынка, и др. и во второй половине занятия заслушиваются сообщения каждой группы. По итогам сообщений преподаватель выставляет оценки с учётом коэффициента трудового участия.
- Министерство образования науки и молодежи
- Содержание
- Введение
- Занятие № 1. Особенности подготовки бакалавров
- Характеристика профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата
- Вопросы для самоконтроля
- Основные задачи и функции кафедры
- Внутриинститутские взаимоотношения
- Права и обязанности преподавателей
- Учебно-методическая документация
- Раздел 1. Учебная работа содержит:
- Вопросы к семинарскому занятию:
- Список рекомендуемой литературы
- Занятие № 4. Базовый обзор по специализированной литературе
- Официальные издания
- Заполнение содержательной части номенклатуры дел
- Номенклатура дел отдела кадров
- Оформление номенклатуры дел кафедры
- Виды планирования кадровой работы
- Контрольные вопросы
- 2. Должностные обязанности инспектора отдела кадров
- 3. Права инспектора отдела кадров
- 4. Ответственность инспектора отдела кадров
- Должностная инструкция начальника отдела кадров
- 2. Должностные обязанности начальника отдела кадров
- 3. Права
- 4. Ответственность
- Вопросы к семинарскому занятию:
- Список рекомендуемой литературы
- Занятие № 7. Семинар- дискуссия по курсу введение в специальность
- Перечень дискуссионных вопросов:
- Рекомендуемая литература
- Практическое занятие № 8. Функционирование кадровой службы
- Вопросы к семинарскому занятию:
- Задание для самостоятельной работы. Составление штатного расписания предприятия
- Штатное расписание организации: инструкция по заполнению формы т-3
- Список рекомендуемой литературы
- Глоссарий
- Список рекомендуемой литературы
- Дополнительная литература
- Для заметок