Введение
На основании действующих государственных требований по подготовке специалистов в области менеджмента по специальности 061100 введен курс "История менеджмента". Основная цель учебного курса "История менеджмента" направлена на освоение знаний, необходимых будущему специалисту с определенным научным и практическим статусом в области истории менеджмента.
Методика преподавания курса основана на сочетании лекций с активными формами обучения и самостоятельной работой студентов на первом курсе во втором семестре очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Предусмотрено написание контрольной работы и реферата. Контроль знаний осуществляют на основе экзамена по окончании курса.
Изучение курса начинают с ознакомления с тематикой и подбора соответствующей литературы. К выполнению контрольных работ и рефератов приступают после изучения соответствующих разделов курса и специальной литературы.
Изучение курса "История менеджмента" основывается на том, что всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как элемент настоящего и уходит в будущее. Знать прошлое - значит понимать настоящее и иметь возможность заглянуть в будущее. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее.
Размышление об истории имеет актуальное значение для истории управления, в том числе истории менеджмента.
Когда возникло управление? И как оно развивалось в дальнейшем, какие в нем происходили изменения? Как это влияло на развитие самого человека, его производственной деятельности и общества в целом?
Знание этих вопросов определяет многие возможности их эффективного совершенствования.
Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства от ветственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
В учебниках по основам менеджмента и истории менеджмента уделяется недостаточное внимание - чаще всего в них приводится лишь описание фрагментов развития управленческих идей на основе работ западных специалистов; об истории развития управления в России упоминается мало.
Развитие менеджмента в западных странах - наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.
При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.
Сегодня исторические процессы менеджмента чаще всего структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
- 061100 – «Менеджмент»
- Содержание
- Раздел I. Менеджмент: характеристика школ менеджмента
- Раздел II. Развитие управленческой мысли в России
- Введение
- Раздел 1.Менеджмент: характеристика школ менеджмента и тенденции его развития за рубежом.
- 1.Менеджмент-управление в условиях рыночной экономики.
- 1.Понятия "Менеджмент" и "Управление"
- 2.Ряд аспектов менеджмента, характеризующих разные стороны управленческой деятельности
- 3.Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики
- 4Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности
- 5.Менеджмент как процесс принятия решений
- 6.Цели и задачи менеджмента
- 7Менеджмент как система управления
- 2. Происхождение, школы менеджмента и подходы в менеджменте.
- 8Происхождение менеджмента
- 9Школа научного управления. Сущность Тейлоризма
- 10. 12 Принципов производительности труда г. Эмерсона
- 11. Основные принципы фордизма
- 12. Административная (классическая) школа менеджмента
- 13. 14 Принципов менеджмента Файоля
- 14.Отличие административной школы от школы научного управления
- 15Школа человеческих отношений
- Мэри Фоллетт (1868-1933 .)
- 16Суть и значение эксперимента Элтона Мейо.
- 17Школа поведенческих наук. Теория д. Макгрегора
- 18Пирамида потребностей Абрахама Маслоу
- 19Школа количественных теорий управления
- 20Процессный, системный и ситуационный подходы в менеджменте
- 3.Развитие и особенности американского менеджмента.
- 21.Основные этапы формирования менеджмента в сша
- 22Роль современного американского менеджмента и перспективы его развития
- 23Государственное регулирование, управление и планирование в фирмах сша
- 4.Основные черты японского менеджмента.
- 24Особенности японского менеджмента
- 25Общие принципы государственного управления в Японии
- 26Сравнительный анализ японского и американского менеджмента
- 5.Особенности менеджмента некоторых стран Западной Европы.
- 27Концепция социального рыночного хозяйства л. Эрхарда
- 28"Шведская модель социализма" г. Мюрдаля в условиях рыночной экономики
- 29Государственное регулирование экономики на макроуровне в Западной Европе
- Раздел II. Развитие управленческой мысли в России.
- 1. Реформы Петра I: управленческие аспекты. Экономические взгляды а.Л. Ордин-Нащокина и и.Т. Посошкова.
- 30Управленческие идеи реформ Петра I
- 31Экономические идеи а.Л. Ордин-Нащокина
- 32.Идеи и.Т. Посошкова о регламентации хозяйственных процессов
- 2. Управленческие идеи а.П. Волынского, в.Н. Татищева, м.В. Ломоносова, Екатерины II, д.А. Голицина и а.Н. Радищева.
- 33Идеи о государственном упралвении а.П. Волынского и в.Н. Татищева
- 34Экономические воззрения м.В. Ломоносова
- 35Хозяйственная политика Екатерины II
- 36Экономические взгляды д.А. Голицына и а.Н. Радищева
- 3. Преобразования Александра I, реформы м.М. Сперанского и н.С. Мордвинова
- 37Преобразования Александра I
- 38План государственных преобразований м.М. Сперанского
- 39Экономическая политика н.С. Мордвинова
- 4. Реформа Александра II (1861 г.). Введение земства (1864г.) и городского самоуправления (1870 г.)
- 40Роль Александра II в разработке и реализации крестьянской реформы
- 41Органы самоуправления (земства) в системе государственного управления. Городское самоуправления
- 5. Управленческие идеи с.Ю. Витте и п.А. Столыпина
- 42.Реформы с.Ю. Витте и п.А. Столыпина
- 6. Управленческая мысль в 1920-1930 гг. В ссср
- 43.«Военный коммунизм» и нэп.
- 44.Управление экономикой в 20-30-е гг.
- 7. Управление экономикой в 1946-1964 гг.
- 45.И.В. Сталин о перспективах управления советской экономикой.
- 46.Роль н.С. Хрущева в системе управления экономикой.
- 47.Роль кибернетики в развитии науки управления.
- 8. Сущность реформ 1965 г. И 1979 г. Критика затратных методов хозяйствования в 1970-1980-е гг.
- 48.Реформа системы управления экономикой 1965 г.
- 49Критика затратных методов хозяйствования в 70-80-е гг.
- 50Особенности экономической реформы 1979 г.
- 9. Управление экономикой в период перестройки и перехода к рыночному регулированию
- 51.Недостатки перестройки, начатой м.С. Горбачевым. Программа «500 дней».
- Программа «500 дней»
- 52.Формирование рыночных структур и новых форм управления в 90-е гг.
- Темы рефератов
- Экзаменационные вопросы
- 42. Реформы с.Ю. Витте и п.А. Столыпина.
- Литература