logo
287638_E3032_fomina_v_p_markova_n_s_istoriya_me

Введение

На основании действующих государственных требований по подготовке специалистов в области менеджмента по специальности 061100 введен курс "История менеджмента". Основная цель учебного курса "История менеджмента" направлена на освоение знаний, необходимых будущему специалисту с определенным научным и практическим статусом в области истории менеджмента.

Методика преподавания курса основана на сочетании лекций с активными формами обучения и самостоятельной работой студентов на первом курсе во втором семестре очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Предусмотрено написание контрольной работы и реферата. Контроль знаний осуществляют на основе экзамена по окончании курса.

Изучение курса начинают с ознакомления с тематикой и подбора соответствующей литературы. К выполнению контрольных работ и рефератов приступают после изучения соответствующих разделов курса и специаль­ной литературы.

Изучение курса "История менеджмента" основывается на том, что всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как элемент настоящего и уходит в будущее. Знать прошлое - значит понимать настоящее и иметь возможность заглянуть в будущее. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предви­деть будущее.

Размышление об истории имеет актуальное значение для истории управления, в том числе истории менеджмента.

Когда возникло управление? И как оно развивалось в дальнейшем, какие в нем происходили изменения? Как это влияло на развитие самого человека, его производственной деятельности и общества в целом?

Знание этих вопросов определяет многие возможности их эффективного совершенствования.

Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства от ветственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.

В учебниках по основам менеджмента и истории менеджмента уделяется недостаточное внимание - чаще всего в них приводится лишь описание фрагментов развития управленческих идей на основе работ западных специалистов; об истории развития управления в России упоминается мало.

Развитие менеджмента в западных странах - наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.

При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.

Сегодня исторические процессы менеджмента чаще всего структури­руют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.