logo
287638_E3032_fomina_v_p_markova_n_s_istoriya_me

41Органы самоуправления (земства) в системе государственного управления. Городское самоуправления

В 1864 г. Александр ΙΙ утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Это положение являлось законодательным актом, которым вводилось земство в России. Не произошло изменения самой самодержавно-бюрократической системы в целом, а лишь вводилось всесословное самоуправление.

Действительно в земствах были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

По «Положению» 1864 г. все избиратели делились на 3 курии. Отношение людей к различной категории зависело от размеров владения землей и другой недвижимой собственностью.

Земства оказались весьма жизнеспособной системой местного самоуправления. Благодаря им произошли значительные достижения в сфере народного образования, которое они превратили в разветвленную систему регулярно финансируемых учреждений.

Большую роль они сыграли в развитии здравоохранения: увеличилось количество врачей, расширилась сеть аптек, возникли медицинские и фельдшерские курсы повышения квалификации, стало применяться оспопрививание.

Земства помогли организовать мелкий поземельный кредит для содействия сельским общинам в покупке и аренде земли. Деятельность земских органов управления в России не ограничивалась только культурно-хозяйственными вопросами. В рамках земства возникло оппозиционное самодержавию политическое течение – «земское либеральное движение».

Реформа 1870 г. ввела городское самоуправление. По Городскому положению избирательное право предоставлялось каждому городскому обывателю независимо от сословия, который был не моложе 25 лет и владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового, на мелочный торг (лицензию на право мелкой торговли). Женщины, обладающие необходимым избирательным цензом, могли участвовать в выборах через своих доверенных лиц.

Выборы в городскую Думу проходили 1 раз в 4 года. Число членов Думы колебалось от 30 до 72 человек в зависимости от численности избирателей в городе.

На органы общественного управления были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. Решались вопросы по благоустройству города и городского хозяйства: водоснабжения, канализации, уличного освещения, транспорта, озеленения, градостроительных проблем и т.п.

Реформа для своего времени была конструктивной и рациональной.