logo search
Вопросы

49. Принципы построения и назначение бюджетной классификации рф.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Бюджетная классификация необходима для определения:

-целей расходования бюджетных средств;

-задач и курса финансовой политики государств

-источников бюджетных ресурсов.

Бюджетная классификация необходима также для составления и исполнения бюджетов, для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней.

Группировка показателей — основа бюджетной классификации, В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре.

Ясность и четкость группировок — одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

Детализация, группировка доходов и расходовоблегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств, за использованием их по целевому назначению. Она дает возможность сопоставлять доходыс расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов,длясравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Бюджетная классификация обязательнадля всех учреждений и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации. По мере развития методов управления бюджетная классификация изменяется и совершенствуется.

Важнейшим требованием к новой классификации была простота, наглядность и более четкое отражение источников доходов бюджета и направлении расходования средств.Необходимо было дать более подробную расшифровку подразделений классификации, особенно в части расходования средств. Важной задачей новой классификации было обеспечениемеждународной сопоставимостисостава и структуры показателей доходной и расходной частей бюджета, их истинного содержания (в первую очередь это относилось к показателям бюджетных расходов).

Исходя из этих задач, была разработана и с 1997 г. введена в действие новая классификация, которая утверждена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ. В нем дана классификация и группировка, как доходов, так и расходов.

Состав расходов бюджетов построен в соответствии с основными функциями государства и в разрезе ведомств -конкретных получателей бюджетных средств.

Функциональные расходы бюджетов подразделены на 20 разделов (первый уровень), в каждом из которых выделены 92 подраздела, конкретизтгруюшие направления использования финансов для осуществления деятельности государства в определенной области (второй уровень).

В указанном Законе выделены источники покрытия бюджетного дефицита, сгруппированные на внутренние и внешние:

• кредиты ЦБ РФ;

• выпуск ценных бумаг в стране и зарубежом;

• займы у КБ;

• займы у иностранных правительств:

• займы у международных финансовых организаций (МВФ, НБРР, ЕБРВ).

Новая классификация выделяет государственный долг, в составе которого все долговые обязательства группируются на внутренние и внешние.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификации видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов.