Яркость и артистизм
Давайте сразу определимся — ни яркости, на артистизма, как неизменной данности у человека (в том числе и ведущего) нет. Человек не может быть просто ярок сам по себе. (Если, конечно, мы не говорим о внешности, а о ней мы сейчас не говорим).
Трудно, к примеру, ярко спать или артистично читать. Особенно если нет зрителей.
Как нет, к примеру, харизмы, шарма и обаяния. Самих по себе.
Тогда о чем мы говорим? Мы говорим о поведении. И о том эффекте, который это поведение оказывает на окружающих. На группу. На аудиторию. На слушателей и зрителей. Нам нужна не яркость, не артистизм и не обаяние. Нам нуженэффект. Результат. А вот достигаться он может по-разному, с использованием артистических и других приемов. Хорошо, а какой нам нужен результат?
Во-первых, в разное время разный. Одно из правил, которое мы регулярно повторяем начинающим ведущим, гласит: «Это не ваше шоу!» Задача ведущего — обслуживать работу группы, а не показывать ей себя.
Если, разумеется, мы группу ведем, а не реализуем рекламный проект под предлогом ведения группы.
Поэтому, когда мы говорим о яркости и артистизме, мы имеем в виду навык такого — яркого — поведения. И еще: мы настаиваем, что применять этот навык нужно не всегда (по принципу «весь вечер на арене»), а лишь в тех ситуациях, когда это нужно для целенаправленного воздействия на группу.
«Целенаправленно» значит, что когда ведущий принялся «звездить», он знает, зачем, с какой целью для группы он сейчас это делает.
Вот это и есть нужный нам результат: целевое воздействие на группу. Какие воздействия на группу помогает осуществить артистизм ведущего:
— Изменение эмоционального фона группы или отдельных участников (и в плюс, и в минус);
— Аргументация от эмоций (группе нравится как говорит ведущий, поэтому она благожелательно воспринимаетчтоон говорит);
— Формирование мотивации (побуждение, чтобы группе, ее участникам хотелосьделать то, что предлагает ведущий). Группа увязывает свои эмоции с сутью предлагаемой работы;
— Обучение (когда нужна захватывающая, понятная и доходчивая демонстрация, что обычно связано с преувеличением).
Для выполнения всех этих задач нужен один и тот же навык: нужно уметь передавать эмоциигруппе.
Харизма с этой точки зрения — ни что иное, как умение передать слушателям свое эмоциональное состояние, заразить их. То есть — подстроиться и повести.
Один неплохой тренер и ведущий (Джон Гриндер) на вопрос о том, на что тренер должен обращать внимание в первую очередь, ответил примерно так: «Во-первых, обращай внимание на собственное эмоциональное состояние, во-вторых, обращай внимание на собственное эмоциональное состояние, в-третьих, обращай внимание на эмоциональное состояние аудитории!».
Как можно сообщить группе те или иные эмоции? Здесь несколько путей:
— Подстройка и ведение. Эмоциональное состояние группы воплощается в ее едином ритме, о котором речь уже шла. Поэтому ведущий может встроиться в ритм группы сам и возглавить его (обычно берет слово и начинает говорить, но может и предложить фоновую музыку или ритмические движения, если говорить с группой сейчас неуместно). И, возглавив ритмический рисунок группы, ведущий может начать смещать его в ту сторону, которую считает нужным. Изменяется и эмоциональное состояние группы.
Как минимум, интенсивность. Так можно и «накрутить» группу, и «сбить накал» страстей.
— Если в дополнение к предыдущему ведущий на изменение ритма накладывает изменение содержание переживания у себя (например, от возбужденной радости к спокойной грусти), то следом и группа изменит это содержание у себя. Это и называется эмоциональным заражением. И именно для этого ведущему нужен навык вызывать у себя разные эмоции и выражать их.
Именно вызывать и выражать, а не просто изображать. Подлинный артистизм — это не игра, а сиюминутное настоящее переживание и искренняя демонстрация этого переживания окружающим.
Ведущий как бы проецирует свои эмоциина группу:
а) Сначала он отражает то чувство, которое преобладает у участников, совпадая по ритму.
б) Затем он начинает внутренне переходить в иное состояние и постоянно отслеживает, идет ли за ним группа.
в) Если да — скорость можно увеличить. Если нет, вернуться к отражению чувств.
г) Наконец, ведущий поощряет группу, демонстрирует ей одобрение, когда эмоции смещаются в нужную сторону.
Радуйся сам и обрадуешь других.
Обычно мы совмещаем оба процесса. Мы подстраиваемся и ведем и по ритму-интенсивности, и по содержанию эмоций группы. Таким образом, чтобы изменить содержание группового эмоционального фона, нужно:
а) снизить интенсивность предыдущей эмоции (работая с ритмом группы),
б) сменить эмоцию у себя, продемонстрировать это группе и невербально предложить участникам сделать то же самое,
в) усилить (если нужно) интенсивность новой эмоции.
— Еще один способ изменять эмоциональное состояние группы — вызвать нужное изменение своим поведением. Можно не демонстрировать, к примеру, интерес самому. Можно вести себя загадочно и тем самым вызвать тот самый интерес. Радость можно вызвать, сообщив группе радостную новость, порыв творчества создать, рассказав историю об удачном творческом начинании (и вставив в нее соответствующие внушения) т.д.
Этот способ требует от ведущего уже актерства, и мы полагаем, что коллегам будет очень полезно поучаствовать в работе театральных студий, драматических кружков или попросту поучиться на распространенных ныне тренингах актерского мастерства. В качестве простых самостоятельных упражнений мы можем предложить:
а) Внимательный просмотр видеозаписей и подражаниезамечательным российским актерам (почему российским — нас очень интересует их работа с голосом. Если вы можете использовать оригинальные, не дублированные записи актеров зарубежных — очень славно.) Вас будут интересовать те актеры, которыеубедительныв своей игре. Наверное, достаточно назвать Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Олега Табакова и Олега Борисова, чтобы дать представление о тех, кого мы имеем в виду.Подражатьнужно подолгу, раз за разом разыгрывая один и тот же эпизод, внимательно прислушиваясь к словам, интонациям, вглядываясь в мимику и жесты. Играют именно мелочи, тонкости, нюансы. Их и выбирайте.
б) Посещайте курсы, тренинги, семинары ведущих других и перенимайте, перенимайте, перенимайте. И снова: будьте внимательны к мелочам, изучайте как они это делают!
в) Точно так же изучайте всех ярких, убедительных людей вокруг. Подмечайте мелочи, перенимайте гримаски, жесты, интонации и тембр, запоминайте истории и манеру их рассказывать, ищите тех, кто производит нужное вам впечатление, а потом отыскивайте, что именнов их подаче себя и своих мыслей производит это впечатление.
Помните главное: яркость, артистизм, харизма — не внутреннее качество человека. Это что-то, что люди делают. А значит, можно узнать, увидеть, услышать, почувствовать — КАК они это делают. Ищите мелочи, которые отличают. И упражняйтесь.
— Наконец, самый, что ли, техничный способ менять эмоциональное состояние группы — это изменение формы работы. Нужнодать задание. Такое задание, выполнение которого само по себе создало бы в группе нужные ритм и эмоцию. Упражнение, групповой транс, обсуждение, игру, творческий поиск, мозговой штурм, соревнование и т.д.
Конечно же, на задание надо настроить, что делает возможным предварительное внушение и позволяет еще точнее формировать переживания группы.
Так что, когда мы говорим о яркости и артистизме, о харизме ведущего, на деле мы говорим о его способности вполне «технично» создавать в группе те или иные эмоции в нужный момент.
И мы еще вернемся к этой теме, когда будем говорить о содержании вашей групповой работы.
Если говорить лишь о технике, то все необходимое можно сделать с группой, работая методично и сухо, включая переживания только там и тогда, где это нужно «по проекту». И участники получат качественный результат. Однако дополнительный эмоциональный шарм ведущего заметно облегчает его работу, делает ее приятной для самого ведушего и для участников группы. Эмоции позволяют нам получать удовольствиеот того, что мы делаем.
Только давайте помнить: ничего сверх меры. И работа с группой — не наше шоу. Мы делаем эту работу для участников. А для себя мы можем пойти участником в группу кого-то другого. Кстати, кроме очевидного удовольствия, этом будет еще и полезно.
Резюме
Начинать вести группу стоит так, как если бы вы продолжалиэто делать.
Мотивировать на работу с вами как с ведущим можно:
Предоставив участникам возможность выбирать ведущего,
Отождествляя ведущего с темой работы группы.
Представляясь, важно:
Учитывать пять уровней и четыре типа пространственного расположения участников,
Поддерживать личный контакт, контакт глаз.
В первые полторы минуты нужно сказать:
Приветствие группе,
Свое имя,
Что вы из себя представляете применительно к теме работы группы,
Чем вы можете помочь, быть полезным группе.
Первые указания должны быть:
Простыми и легкими для исполнения,
Понятными,
Иметь отношение к организации работы группы.
Подстройка к группе осуществляется:
По целям и ценностям;
По ритму;
По эмоциональному фону.
Групповая динамика включает в себя представление о стадиях развития группы, ролевом распределении, формировании целей и норм группы. При этом:
Роли распределяются на стадии конфликта,
Конфликт происходит вокруг установления целей и норм группы,
Динамика группы может быть перезапущена при возниконовении события, изменяющего любой из факторов, формирующих эту динамику: состав группы, цели группы, время и место работы группы.
Ведущий может не только учитывать, но и управлять ходом групповой динамики, исходя из целей группы.
В ходе работы ведущий может столкнуться с групповыми сопротивлениями по типу:
Привлечения внимания,
Борьбы за власть,
Личных нападок,
Демонстрации беспомощности.
Место и роль ведущего в группе изменяется в зависимости от содержания групповой работы и ситуации в групповой динамике.
Принято выделять стили руководства группой:
Авторитарный,
Либеральный,
Демократический.
При этом не существует «лучшего» стиля, а есть наиболее подходящий для сиюминутных задач группы.
К навыкам, желательным для работы ведущим, мы относим:
Внутреннее спокойствие,
Владение техникой общения,
Артистизм.
Внутреннее спокойствие при этом достигается с помощью:
Саморефлексии;
Саморегуляции;
Якорения нужного состояния;
Паузы.
Техника общения включает:
наблюдение за изменениями;
подстройку и установление контакта;
активное слушаение;
поддерживающее слушание;
эмоциональное отражение;
навык точных вопросов,
речевые техники,
якорение.
Артистизм служит для передачи группе того или иного эмоционального состояния. Это может быть достигнуто с помощью:
подстройки и ведения,
эмоционального заражения,
специального поведения ведущего,
создания ситуации, которая способствовала бы возникновению нужных эмоций.
Важно помнить, что эмоции в группе вызываются не ради самих эмоций, а с целями:
Изменения эмоционального фона группы или отдельных участников;
Аргументации от эмоций;
Формирования мотивации;
- Работа психолога — как это делается работа с группой
- Содержание
- Такие разные люди: Работа с группой
- Отношения — это люди. Много и разные!
- Почему группа?
- Разные группы
- Откуда и куда
- Коррекция в группе
- Но что конкретно?..
- Ведущий в группе
- Вхождение в группу
- Пространство
- Представление
- Первые указания
- Подстройка к группе
- Управление группой
- Групповая динамика
- Суть группового конфликта и цели группы
- Зачем группе лидер
- Циклическая групповая динамика и перезапускающее событие
- Управление групповой динамикой
- Терапевтическая (коррекционная) группа и терапевтическая динамика
- Групповая динамика в группах личностного роста
- Групповая динамика для обучения
- Групповые сопротивления
- Привлечение внимания
- Борьба за власть
- Личные нападки
- Беспомощность
- Место ведущего в группе
- А что такое группа?
- Место ведущего
- Стили руководства
- Ведущий как он есть
- Человеческие навыки ведущего
- Внутреннее спокойствие
- Саморефлексия4[1]
- Саморегуляция
- Якорение состояний
- Техника общения
- Выделение голосом и телом
- Использование отрицания (негативные команды)
- Вопросы
- Неопределенности6[3]
- Банальности (трюизмы)
- Цитирование
- Допущения (они же пресуппозиции или импликации)
- Другое значение (рефрейминг)
- Якорение
- Яркость и артистизм
- Содержание групповой работы
- Начинаем с идеи
- «Зачем?»
- Что нужно людям
- Рождение идеи
- К частностям
- Базовая схема
- Планирование
- Подробности
- Как создавать упражнения
- Эмоции в работе
- Как проводить упражнения
- Задача обсуждения
- Как проводить обсуждение
- Группа в трансе
- Этапы группового транса
- Наведение транса
- Использование трансового состояния
- Как это может быть Наведение
- История о мастере меча9[1]
- Другие варианты Эмоциональные пики
- Телесная работа
- Работа в паре
- Один с помощниками
- Работа по очереди
- Парная работа
- Завершение группы
- Откуда берутся психологи
- Благополучие психолога
- Становление коллеги
- Что такое «талант психолога»
- Профессиональный стиль
- Резюме по второй части
- Литература